• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of labor

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Сегодня все больше поводов говорить о том, что мы стоим на пороге новой эпохи, отмеченной радикальной трансформацией труда и социальных отношений. На наших глазах изменяются традиционные представления о карьере и занятости, разрушаются привычные рабочие пространства. Все большее распространение получают разнообразные формы нематериального труда, а заводы и фабрики уступают место высокотехнологичным кластерам, безлюдным производствам и онлайн-платформам. Новый мир труда - это одновременно мир возможностей практически неограниченного профессионального роста, гибкой занятости и разнообразных трудовых траекторий, но также мир, который несет с собой серьезные вызовы и угрозы. Нестабильная занятость, карьерная неопределенность, «прекаризация», эрозия системы социальных гарантий, размывание границ между профессиональной деятельностью и обучением, потреблением и досугом порождают конфликты и неизвестные прежде формы социальности и политической мобилизации. В итоге проблемы человеческого труда органично вплетаются в дискуссии об общих принципах социально-экономической организации обществ. Все эти темы – от истории наемного труда до современных механик повседневного контроля в офисах и регулирования труда на уровне целых экономик – и станут предметом изучения в рамках этого общего курса. Программа подготовлена с учетом требований образовательного стандарта по направлению "Социология". Представляет собой курс по выбору.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Социология труда и занятости» является формирование базовых навыков анализа актуальных социальных проблем в сфере труда и занятости с использованием современных социологических концепций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен проблематизировать обыденные представления о труде, может выделить и классифицировать содержательные признаки определения труда, способен разработать систему эмпирических индикаторов для наблюдения труда.
  • понимает историчность современной трудовой этики, знает основные теоретические подходы к объяснению трудоцентричности современных обществ
  • имеет представление об основных стратегиях управления трудом в рамках различных школ менеджмента
  • Умеет выявлять и критически анализировать различные аспекты нематериального и эмоционального труда в современном производстве
  • понимает организационные особенности платформенной занятости и проблемы алгоритмического управления
  • имеет представление об основных направлениях трансформации занятости и карьеры в современном мире
  • знает основные подходы к анализу качества рабочих мест
  • умеет анализировать невидимый труд и скрытую занятость, имеет представление о месте труда в глобальных товарных цепочках
  • знать основные направления дискуссий о будущем труда, понимать преимущества и недостатки безусловного базового дохода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое труд? От очевидного к проблеме.
    Что такое труд с содержательной точки зрения? По каким критериям (индикаторам) мы можем наблюдать труд эмпирически? Труд - “родовая” (К.Маркс) деятельность человека? Трудятся ли животные? Трудятся ли студент, художник, предприниматель? Можно ли считать трудом активность пользователей в социальных сетях? Практическое применение социологических теорий к определению и операционализации категории “труда” и “отношений труда”.
  • Почему мы работаем? Жизненная необходимость, естественная потребность и моральный долг
    “Общество труда” как исторический феномен. Как социальные науки объясняют “трудоцентричность” современного общества? Историко-теоретические подходы к объяснению истоков “общества труда” (Маркс, Вебер, Де Фрис и др). Экономическое и внеэкономическое принуждение. Нормализация и морализация труда. Трудовая демократия как общественное устройство. Утопические версии труда: труд как игра, труд как творчество.
  • Как работает «научная система выжимания пота»?
    Как работает «научная система выжимания пота»? Работник в системе управления: постановка проблемы. Концепция труда в рамках массового серийного производства. Рождение научного менеджмента. Макромодели социальной регуляции труда и трудовых отношений. Тейлоризм и фордизм vs. Школа человеческих отношений. Аргумент Гарри Бравермана о “деквалификации труда” и его критика (“стакан наполовину полон”). “Тейлоризм” за пределами индустриальных отношений: метафоры фабрики и конвейера в повседневной жизни (“общество дисциплины” М. Фуко., механизация производства и тело рабочего). Тейлоризация сектора услуг. Неотейлоризм и неофордизм.
  • Нематериальный труд, эмоциональный труд
    Что такое “когнитивный капитализм” и как внутри него создается стоимость? Содержание нематериального труда: социологический и философский анализ. Эмоциональный труд. Коммуникация как средство производства, концепция soft skills. Неявное знание vs. Человеческий капитал. Организация нематериального труда. “Проектный град” и управление нематериальным трудом. Императив “гибкости” и “подлинности” (“просто будь собой!”) - социальная критика “подлинности” (Болтански и Кьяпелло). Самоменеджмент и техники себя как средства контроля труда бе внешней принудительной дисциплины. Противоречия нематериального труда.
  • Пути цифровизации: платформы, искусственный интеллект и алгоритмическое управление
    Цифровые платформы как организационная форма.Проблемы платформенной занятости: регулирование, асимметрия информации, прекаризация труда. Понятие и механизмы алгоритмического управления. Отличия от традиционных управленческих бюрократий. Примеры алгоритмического управления. Алгоритмическое управление в колл-центрах. Искусственный интеллект в практиках найма и оценке персонала. Алгоритмическое управление и трудовые платформы. Социальные и правовые проблемы алгоритмического управления. Черный ящик алгоритмов.
  • Карьера в гибком мире
    Дестандартизация и флексибилизация занятости. Новые структуры занятости. Как в последние годы изменились представления о карьере и успехе? Трудовые траектории и социальная мобильность.Организационный человек и вертикальная карьера. Свободная карьера, портфель работ. Свободный агент и концепция “само-предприятия”.
  • Работа хорошая, плохая и бредовая
    Как социологи оценивают качество рабочих мест? Почему мы удовлетворены или не удовлетворены работой? Почему современные рынки “поощряют” рост “бессмысленных работ”? Современные подходы к анализу проблемы: социальная антропология, социология и неоинституционализм. Чем в действительности плохи “плохие” и низкооплачиваемые рабочие места? Дешевый труд стимулирует или тормозит экономику? Можно ли применить концепцию “хороших” и “плохих” рабочих А. Каллеберга к анализу российского рынка труда?
  • Невидимый труд: обратная сторона постиндустриального мира
    Как в реальности создаются многие товары и услуги, которые мы потребляем? Что остается за кадром? Труд в (глобальных) товарных цепочках. Ручной труд в цифровой экономике Неоплачиваемый домашний труд женщин и феминистская теория социальной репродукции. Недооцененный труд ключевых работников (‘key workers’) в период пандемии коронавирусной инфекции: распределение экономических благ и рисков в “невидимых” секторах экономики.
  • Вкалывают роботы? Сценарии посттрудового будущего
    Масштабы и перспективы автоматизации. Действительно ли снижается необходимость в человеческом труде? Возможно ли общество без труда? Чем будут заниматься люди? Как будет материально обеспечиваться их жизнь? Безусловный базовый доход: “за” и “против”. Экономическая, политическая и моральная дискуссии о перспективе введения безусловного дохода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 30-40 вопросов. Время на выполнение теста 40 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме. Оценка выставляется по итогам каждого дня занятий по предмету.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
  • неблокирующий Письменное домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется на занятии в присутствие преподавателя. Необходимо ответить на вопрос в открытой форме. Длительность 30 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Письменное домашнее задание + 0.1 * Посещаемость + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arthur, M. B. (1994). The boundaryless career: a new perspective for organizational inquiry. Journal of Organizational Behavior, 15(4), 295–306. https://doi.org/10.1002/job.4030150402
  • David R. Howell, & Arne L. Kalleberg. (2019). Declining Job Quality in the United States: Explanations and Evidence. https://doi.org/10.7758/RSF.2019.5.4.01
  • Huws, U. (2014). Labor in the Global Digital Economy : The Cybertariat Comes of Age. Monthly Review Press.
  • Rosenblat, A., & Stark, L. (2016). Algorithmic Labor and Information Asymmetries: A Case Study of Uber’s Drivers.
  • Введение в социологию труда и занятости : учеб. пособие, Попов, Ю. Н., 2005
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • Капитал. Критика политической экономии. Т.1, кн.1: Процесс производства капитала, Маркс, К., 2001
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aneesh, A. (2009). Global Labor: Algocratic Modes of Organization. Sociological Theory, 27(4), 347–370. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01352.x
  • Kathi Weeks. (2020). Anti/Postwork Feminist Politics and A Case for Basic Income. TripleC: Communication, Capitalism & Critique, 575–594. https://doi.org/10.31269/triplec.v18i2.1174
  • Marion Crain, Winifred Poster, & Miriam Cherry. (2016). Invisible Labor : Hidden Work in the Contemporary World. University of California Press.
  • The brave new world of work, Beck, U., 2001
  • Thompson, E. P. (1967). Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism. https://doi.org/10.1093/past/38.1.56
  • Vita activa, или о деятельной жизни, Арендт, Х., 2000
  • Время безрассудства, Хэнди, Ч., 2001
  • Капитализм платформ, Срничек, Н., 2019
  • Моя жизнь, мои достижения : пер. с англ., Форд, Г., 1989
  • Нация свободных агентов : как новые независимые работники меняют жизнь Америки, Пинк, Д., 2005
  • Нематериальное. Знание, стоимость и капитал, Горц, А., 2010
  • Новый дух капитализма, Болтански, Л., 2011
  • Прекариат: новый опасный класс, Стэндинг, Г., 2014
  • Принципы научного менеджмента, Тейлор, Ф. У., 1991
  • Революция трудолюбия : потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 года до наших дней, Фрис де, Я., 2016
  • Современный социальный конфликт : очерк политики свободы, Дарендорф, Р., 2002
  • Труд в новом столетии : как новые формы бизнеса влияют на орг., стиль упр. и вашу жизнь, Малоун, Т. У., 2006
  • Человеческая деятельность : трактат по экономической теории, Мизес, Л. фон, 2000