• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Informal Economics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: • введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; • обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; • знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; • сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; • рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике;
  • Введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики;
  • Обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики;
  • Сравнительный анализ сегментов неформальной экономики
  • Рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теоретические позиции и эмпирические результаты в области изучения неформальной экономики
  • Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии процессов, протекающих в неформальной сфере современной России, то есть уметь находить адекватную целям анализа исследовательскую перспективу и интерпретировать полученные результаты в сравнении с содержательными выводами, полученными при изучении неформальной экономики в мировой науке
  • Уметь применять категориальный аппарат экономической социологии для анализа неформальной экономики в современном мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции
  • Причины развития неформальной экономики
  • Неформальный сектор
  • Формальные и неформальные институты: формы сосуществования
  • Сетевое доверие: сущность, условия формирования, издержки обладания
  • «Вторая» экономика СССР, сравнение с теневой экономики современной России
  • Силовое предпринимательство в России
  • Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности
  • Домашняя экономика
  • Институциональная коррупция
  • Бизнес и власть: характер диалога. Теневые финансы в избирательных кампаниях
  • Специфика теневой экономики малого и крупного бизнеса. Процесс легализации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде *в аудитории* (оффлайн), продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде, продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого, Барсукова, С. Ю., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барсукова, С., & Радаев, В. (2001). Принципы Распределения Труда Между Супругами В Современной Городской Семье. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692456
  • Панеях, Э. (2001). Формальные Правила И Неформальные Институты Их Применения В Российской Экономической Практике. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692484
  • Синявская, О. (2005). Неформальная Занятость В России: Измерение, Масштабы, Динамика. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692736
  • Штейнберг, И. (2009). Процесс Институционализации Сетей Социальной Поддержки В Межсемейных И Дружеских Обменах. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692987