• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic Sociology-2

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Экономическая социология выступает одной из наиболее активно развивающихся отраслей современных социальных наук. Эта дисциплина опирается на длинную и богатую интеллектуальную традицию и в то же время является молодой, становящейся. Дело в том, что вплоть до 1990-х гг. в исследовательских и учебных программах – и за рубежом, и в России – экономическая социология часто появлялась под другими названиями, обозначающими более узкие предметные области («индустриальная социология», «трудовые отношения», «теория организаций» и т.п.). И сегодня многие специалисты в самых разных странах продолжают работать на ее поле, не называя себя «экономсоциологами». Однако ситуация меняется. И все возрастающее число исследователей проявляют интерес к экономической социологии как таковой и начинают идентифицировать себя с этим направлением. Вводятся специальные учебные курсы, издаются учебники и хрестоматии, формируются исследовательские ассоциации и группы. Наряду с одним из старейших комитетов Международной социологической ассоциации (ISA) по экономической социологии (RC02 «Хозяйство и общество»), созданным в 1986 г. Н. Смелсером, А. Мартинелли и Ф. Кордозой, успешно работает с начала 1990-х гг. исследовательская сеть «Экономическая социология» Европейской социологической ассоциации (ESA), в 2001 г. образован экономико-социологический Комитет в рамках Американской социологической ассоциации (ASA) (наиболее сильной национальной ассоциации), который быстро вырос и стал одним из наиболее заметных комитетов. Возрастает число университетских учебных курсов, напрямую связанных с экономической социологией. Словом, ее институционализация как особой дисциплины идет полным ходом. Причем в этом отношении российское профессиональное сообщество не сильно отстает от западных коллег, а по некоторым элементам даже опережает. Но главное, появляется все большее количество интересных исследований, которые используют инструменты экономико-социологического анализа. Экономическая социология – достаточно широкая интегративная дисциплина. И ее поле слишком велико, чтобы его можно было охватить в рамках одного курса. В результате нами отобраны темы и концепции, которые кажутся наиболее важными для раскрытия экономико-социологического подхода. Представляемый курс является продолжением вводного курса «Экономическая социология», преподаваемого на втором курсе бакалавриата факультета социологии НИУ ВШЭ. В учебном плане ему также предшествуют «Микроэкономика», «Социология потребления», «Социология труда», «Социология финансового поведения», «Социальная стратификация» и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раскрытие специфики экономико-социологического подход;
  • Рассмотрение основных направлений в современной экономической социологии
  • Демонстрация разнообразных аналитических инструментов, используемые в современных экономико-социологических исследованиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные современные экономико-социологические теории и специфику экономико-социологического подхода
  • Получить навыки работы с аналитическими инструментами, используемыми в современных экономико-социологических исследованиях
  • Уметь применять наработки современных экономико-социологических теорий в эмпирических исследованиях явлений хозяйственной жизни
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение новой экономической социологии (Р. Сведберг).
  • Специфика новой экономической социологии. Исходные предпосылки и типы задач (М. Грановеттер).
  • Антропологический подход. Формы интеграции хозяйства (К. Поланьи).
  • Социология рационального выбора. Рациональное действие и социальная структура (Дж. Коулман).
  • Сетевой подход. Рынки и хозяйственные организации (У. Пауэлл, Д. Старк, Б. Уци).
  • Экологический подход. Конкуренция и организационные популяции (М. Хэннан, Дж. Фримен, Х. Олдрич).
  • Новый институциональный подход. Формальные и неформальные правила (Н. Флигстин).
  • Социокультурный подход. Когнитивные, ценностные и символические аспекты (М. Аболафия, П. Димаджио, В. Зелизер).
  • Властный подход. Государство, бюрократия и коррупция (М. Вебер, П. Эванс).
  • Постструктуралистский подход. Капитал, класс и хабитус (П. Бурдье).
  • Экономическая теория конвенций. Порядки обоснования ценности (Л. Тевено).
  • Перформативный подход. Маркетизация и калькулятивные устройства (М. Каллон)
  • Платформенная экономика
  • Экономическая социология в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа включает работу на семинарах, куда входит посещаемость, активность на семинарах, подготовка докладов, оппонирование и выполнение домашних заданий. Ключевые требования: 1) Не следует далеко отклоняться от заявленной темы; 2) Требуется очное участие; 3) Нужно заранее прочитать и прокомментировать два текста; 4) Ожидается участие в обсуждении этих текстов; 5) Можно предлагать решения общего вопроса по теме.
  • неблокирующий Домашнее чтение и комментирование текстов
    Регистрируемся на https://perusall.com/. Используем COURSE CODE: RADAEV-?? . В день лекции c 6pm доступны 2 текста для комментирования. Вопросы для комментирования содержатся в Инструкции к тексту. Выделяем фрагмент текста и комментируем. По каждому тексту – можно делать любое количество комментариев, включая ответы на вопросы и другие комментарии. Дедлайн – следующий понедельник, полночь. Есть возможность обсуждения вопросов онлайн.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в аудитории, в присутствии преподавателя. Студенту необходимо дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов, охватывающих освоенный к моменту контрольной работы материал. Объем ответа - не более 3 листов А4. Во время контрольной работы студенту запрещено использовать электронные устройства, а также распечатанные тексты различных форм, объемов и содержания. Общие рекомендации: Не следует далеко отклоняться от заявленной темы. Нужно определять и разворачивать основные понятия. Главное в тексте – логически обоснованное и по возможности полное изложение ответа. Краткость не всегда сестра таланта, хотя размазывать текст не стоит. Показать знакомство с обязательной литературой, знание дополнительной литературы приветствуется. Сопоставлять позиции разных авторов и разные исследовательские подходы. Ссылки приветствуются (полные библиографические описания не нужны). Не ограничиваться простым пересказом лекции или отдельных работ. Необходимо показать, что умеете аналитически перерабатывать учебный материал. Конкретные примеры для иллюстрации приветствуется, но примеры не заменяют содержательное изложение. Выражение личного (в том числе, критического) мнения по поводу изложенного материала приветствуется. Но мнение должно быть обосновано. Показать значение вопроса для экономической социологии. Какие возможные приложения существуют. Желательно не использовать сокращений и непонятных аббревиатур. Следите за грамотностью (проверки на спеллинг не будет).
  • неблокирующий Экзаменационная работа (ответы на открытые вопросы преподавателя)
    Экзаменационная работа выполняется в аудитории, в присутствии преподавателя. Студенту необходимо дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов из двух блоков по материалам, охватывающим весь курс. Объем ответа - не более 3 листов А4. Во время экзаменационной работы студенту запрещено использовать электронные устройства, а также распечатанные тексты различных форм, объемов и содержания.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Аудиторная работа включает работу на семинарах, куда входит посещаемость, активность на семинарах, подготовка докладов, оппонирование и выполнение домашних заданий.
  • неблокирующий Выполнение домашних работ
    Под выполнением домашних работ подразумевается подготовка к обсуждению материала к последующему семинару. Студенту необходимо провести анализ предложенного материала, быть готовым к воспроизводству ключевых тезисов, иметь возможность сопроводить свой ответ релевантными ответами.
  • неблокирующий Выполнение контрольной работы
    Контрольная работа выполняется в аудитории, в присутствии преподавателя. Студенту необходимо дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов, охватывающих освоенный к моменту контрольной работы материал. Объем ответа - не более 3 листов А4. Во время контрольной работы студенту запрещено использовать электронные устройства, а также распечатанные тексты различных форм, объемов и содержания.
  • неблокирующий Экзаменационная работа (ответы на открытые вопросы преподавателя)
    Экзаменационная работа выполняется в аудитории, в присутствии преподавателя. Студенту необходимо дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов из двух блоков по материалам, охватывающим весь курс. Объем ответа - не более 3 листов А4. Во время экзаменационной работы студенту запрещено использовать электронные устройства, а также распечатанные тексты различных форм, объемов и содержания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Оценка_результирующая = 0,6*накопленная_оценка. + 0,4*оценка_экзамен. Накопленная оценка (60%) обеспечивается тремя видами работ, учитываемых в накопленной оценке: активность на семинарах (20%), выполнение домашних работ (20%), выполнение контрольной работы (20%). Оценка_накопленная = 0,35*контрольная_работа + 0,65*оценка_аудиторная.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Великая трансформация : политические и экономические истоки нашего времени, Поланьи, К., 2002
  • Грановеттер, М. (2002). Экономическое Действие И Социальная Структура: Проблема Укорененности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1D93AD6F
  • Грановеттер, М. (2009). Сила Слабых Связей. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C788CDE5
  • Димаджио, П., Пауэлл, У., & Юдин, Г. (2010). Новый Взгляд На «Железную Клетку»: Институциональный Изоморфизм И Коллективная Рациональность В Организационных Полях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C707738
  • Дор, Р., & Шевчук, А. (2010). Добрая Воля И Дух Рыночного Капитализма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A402431
  • Мейер, Д., Роуэн, Б., Чириков, И., & Юдин, Г. (2011). Институционализированные Организации: Формальная Структура Как Миф И Церемониал. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F69F9FB2
  • Радаев, В. (2002). Еще Раз О Предмете Экономической Социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA2B8068
  • Радаев, В. (2002). Поланьи К. Великая Трансформация: Политические И Экономические Истоки Нашего Времени. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B126E263
  • Радаев, В. (2002). Понятие Капитала, Формы Капиталов И Их Конвертация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF1AD27C
  • Радаев, В. (2004). Экономико-Социологическая Альтернатива Карла Поланьи. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DBB0576
  • Рюшемайер, Д., & Эванс, П. (2011). Государство И Экономические Преобразования: К Анализу Условий Эффективного Государственного Вмешательства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38E9BB94
  • Уайт, Х., & Юдин, Г. (2010). Откуда Берутся Рынки? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18ACFDF

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гирц, К., & Юдин, Г. (2009). Базарная Экономика: Информация И Поиск В Крестьянском Маркетинге. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28830696