• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of Morality

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основным лейтмотивом курса выступает проблематичный статус «социологии морали» как особой социологической суб-дисциплины, поскольку в XX веке данная проблематика в основном разрабатывалась (и продолжает разрабатываться) в смежных с социологией поведенческих и социальных науках, прежде всего в биологии, психологии, экономике, антропологии, нейронауке и др. В связи с этим, в рамках курса особое внимание уделяется трем аспектам. Во-первых, демонстрации того, что проблематика морали и морального занимала центральное место в ряде классических социологических концепций, однако с развитием социологии во второй половине прошлого столетия фактически приобрела статус маргинальной. Во-вторых, анализу основных теоретико-методологических подходов к изучению морали в ряде современных социальных и поведенческих наук, в значительной степени формирующих повестку дня в этой исследовательской области. Наконец, главной целью курса является поиск собственных исследовательских подходов для «новой» социологии морали, учитывающих, с одной стороны, как классические традиции, так и достижения смежных наук, а с другой – претендующих на оригинальный исследовательский фокус. Отбор на курс производится по времени выбора курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Социология морали» является формирование у студентов представления об истории изучения проблематики морали в социологии, а также о современных теоретических и методологических подходах к изучению морали, разработанных в рамках различных дисциплин, изучающих поведение человека; кроме того, в задачи курса входит развитие способности студентов к анализу феномена морали в междисциплинарной перспективе, а также выявлению специфически социологического фокуса изучения моральных представлений и морального поведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует особенности и потенциал социологического подхода к изучению моральных феноменов в контексте междисциплинарной науки о морали.
  • Владеет навыками навыками анализа и критики различных подходов к изучению морали в социальных и поведенческих науках.
  • Знает основные концепции морали в классической социологической традиции.
  • Знает основные методологические подходы к эмпирическому изучению моральных представлений, моральных эмоций и морального поведения.
  • Знает основные модели объяснения и теоретические подходы к изучению морали в социальных и поведенческих науках. Умеет рассматривать научное изучение морали в междисциплинарной исследовательской перспективе.
  • Знает основные социально-психологические подходы к изучению морального развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию морали. Мораль в классической социологической традиции.
  • Мораль и теория эволюции
  • Моральное познание и моральные эмоции
  • Моральное развитие: «природа» vs. «воспитание».
  • Мораль и культура. Мораль и социальная структура.
  • Моральная идентичность. Моральное поведение: личность vs. ситуация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • блокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен (в дистанционной фоме)
    Экзамен проводится синхронно в дистанционной форме в виде теста с ограничением времени ответа на вопросы. Экзамен проводится на платформах MS Teams и OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com/). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Эссе + 0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Экзамен (в дистанционной фоме)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sociology, Giddens, A., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 1995