• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Main Sociological Approaches to the Analysis of Organizations

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Gudova, Elena A.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с ключевыми социологическими подходами к анализу организаций. В нем рассматриваются базовые концептуализации формальных организаций, предложенные различными социологическими подходами, анализируются понятия бюрократии, целей, структуры, границ, окружающей среды организации, межорганизационного взаимодействия, организационных сетей и другие. Задача курса - ознакомить студентов с понятийным и концептуальным аппаратом социологических теорий организаций, объяснить генезис теорий организаций в зависимости от социально-экономического и культурного контекста, а также продемонстрировать различные подходы к эмпирическому изучению феномена формальной организации на материалах российских и зарубежных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: дать систематизированное представление о ключевых подходах в рамках социологии организаций, как на уровне теоретических подходов, так и на уровне эмпирических исследований; познакомить с базовыми методами и техниками исследования организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные теоретические направления в области социологии организаций; - генезис феномена бюрократии в рамках формальных организаций; - основные социологические определения целей, структуры, границ организации; - характеристики межорганизационного взаимодействия; - концепции влияния внешней среды организации на ее поведение;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология организаций: ключевые категории и подходы
  • Тема 2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера
  • Тема 3. Организация как естественная система (теории функционализма)
  • Тема 4. Организации как открытые системы: экологический подход к анализу организаций
  • Тема 5. Новый институционализм в организационном анализе: проблематика организационных изменений
  • Тема 6. Размывание организационных границ: сетевой подход к анализу организаций
  • Тема 7. Теория договорного порядка в организационных исследованиях
  • Тема 8. Процессуальный подход и производство смыслов в организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • блокирующий Эссе
    Пересдача в формате написания мини-эссе в аудитории в присутствии преподавателя аналогична по темам и критериям оценки сдаче эссе. Требования к оформлению и объему текста не предъявляются. Мини-эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов, повторная пересдача не допускается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в формате open book. Экзамен проводится на платформе MS Teams или в Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию и включить камеру для подтверждения своего присутствия. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться гаджетами (мобильными телефонами, планшетами и т.п.) Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными конспектами (письменными или электронными), материалами по курсу (лекциями, рекомендуемой литературой), ресурсами интернета. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • блокирующий Эссе
    Пересдача в формате написания мини-эссе в аудитории в присутствии преподавателя аналогична по темам и критериям оценки сдаче эссе. Требования к оформлению и объему текста не предъявляются. Мини-эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов, повторная пересдача не допускается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в формате open book. Экзамен проводится на платформе MS Teams или в Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию и включить камеру для подтверждения своего присутствия. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться гаджетами (мобильными телефонами, планшетами и т.п.) Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными конспектами (письменными или электронными), материалами по курсу (лекциями, рекомендуемой литературой), ресурсами интернета. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Итоговая оценка за курс = 0,3* активность на семинарских занятиях + 0,4 * эссе + 0,3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Scott, W. R., & Davis, G. F. (2016). Organizations and Organizing : Rational, Natural and Open Systems Perspectives (Vol. 1st ed). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1049991

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692723