• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Projective methods in research

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для знакомства студентов-социологов с группой методик, предназначенных для диагностики особенностей личности и поведения в анкетных опросах и фокус-группах. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые респондент должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность респондентов давать желательные ответы - в этой группе методик ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. В курсе будут освещены вопросы теоретического и практического характера, рассматриваемые в отечественной и зарубежной литературе последних лет в отношении проективных методик и их применения в социологии, HR, маркетинге, PR и брендинге.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • состоит в ознакомлении студентов с основными принципами планирования, проведения и анализа исследований с использованием проективных методик, включая:  охарактеризовать методологические подходы к использованию проективных методик в исследованиях;  познакомить студентов с основами видами проективных методик и примерами (лучшими практиками) их использования;  научить студентов выбирать виды проективных методик под некоторые типовые задачи (темы), конструировать исследовательский инструментарий, проводить процедуры сбора информации и осуществлять анализ эмпирических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • быть знаком с научными истоками и теоретическими подходами и использования проективных методик в исследованиях
  • быть знакомым (ой) с Методикой ситуационного (кейс) интервью по отбору кандидатов на вакансию
  • быть знакомым (ой) с этапами анализа для методики неоконченных предложений
  • знать историю появления, примеры, алгоритм проведения Методики неоконченных предложений (МНП)
  • знать классификацию видов проективных методик
  • знать основные категории и понятия, которыми оперирует изучаемый спецкурс
  • знать признаки проективных методик как метода и их функции в исследованиях
  • иметь представление о распространенных тестах персоналах с использованием проективных методик
  • иметь представление о ситуациях применения разных методик
  • иметь представление об алгоритме анализа и написания отчета для тестов с применение проективных методик
  • получить опыт анализа и написания отчета для тестов с применение проективных методик
  • получить опыт разработки интервью для отбора кандидатов с использованием модели компетенций
  • понимать возможности использования проективных методик в массовых опросах, в фокус-группах
  • понимать суть разных методик, их достоинства и недостатки
  • уметь осуществлять процедуры исследования с использованием проективных методик (инструкция, организация процесса сбора данных, групповой динамики)
  • уметь проводить первичный анализ данных и представлять отчет заказчику
  • уметь формулировать ситуацию /цель/ задачу, вопросы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Происхождение и возможности применения проективных методик в исследованиях
  • Тема 2. Виды и характеристики проективных методик
  • Тема 3. Примеры распространённых проективных методик для использования в анкетных опросах и фокус-групповых дискуссиях (лаборатория)
  • Тема 4. Анализ и интерпретация данных
  • Тема 5. Анализ и интерпретация данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое домашнее задание (ДЗ)
    вес менее 0,20 – «неудовлетворительно» (1-3 баллов) вес – от 0, 40 – 0,60 – «удовлетворительно» (4-5 баллов) вес – от 0,60 – 0,80 – «хорошо» (6-7 баллов) вес от 0,80 – 1,00 – «отлично» (8 баллов). 9 и 10 баллов можно получить за превосходный результат, включая целостность работы и глубину полученных результатов, пилотаж на не менее чем 10 респондентах, выход на мини теории, достаточную детализацию и практическую полезность рекомендаций, а также оформление текста и цитируемых источников по ГОСТ.
  • неблокирующий За работу на семинарах (С)
    1. На презентации должны присутствовать и участвовать в ней все члены команды. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) оценка члену команды будет проставлена. В ином случае эта работа засчитана не будет. 2. Оценка, полученная подгруппой/ командой на семинаре, является одинаковой для всех участников команды. Исключения: • Премиальные баллы от 1 до 3 баллов могут быть выставлены студентам с активной позицией (выступление в роли спикеров, задающих вопросы) по оценке преподавателя.
  • блокирующий Экзамен (Э)
    Экзамен проходит в форме письменного теста, онлайн, платформа LMS, 20% закрытых, 80% открытых вопросов и кейсов. Продолжительность тестирования 60 минут. Отсутствие возможности использования черновых записей. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * За работу на семинарах (С) + 0.3 * Экзамен (Э) + 0.4 * Групповое домашнее задание (ДЗ)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ социологических данных : методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками : учеб.пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2000
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Методология анализа данных в социологии (введение) : учеб. пособие для вузов, Татарова, Г. Г., 1998
  • Основы прикладной социологии : учебник для вузов, Горшков, М. К., 1996
  • Основы типологического анализа в социологических исследованиях : учеб. пособие, Татарова, Г. Г., 2004
  • Основы типологического анализа в социологических исследованиях : учеб. пособие, Татарова, Г. Г., 2007
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глубокое интервью : учеб. пособие для вузов, Белановский, С. А., 2001
  • Измерение в социологии : учеб. пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2007
  • Измерение в социологии : учеб. пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2009
  • Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты, Феннето, Э., 2004
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Метод фокус-групп : Ридер по спецкурсу, Маслова С. В., 2004
  • Метод фокус-групп : учеб. пособие для вузов, Белановский, С. А., 2001
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Современный контент-анализ : прил. в обл.: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, Шалак, В.И., 2009
  • Социологическое исследование : практическое руководство, Сикевич, З. В., 2005