• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Microeconomics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Микроэкономика» посвящена изучению основных понятий и концепций современной микроэкономики, а также базовых инструментов микроэкономического анализа. Студенты, изучившие дисциплину, ознакомятся с наиболее важными моделями и теориями микроэкономики – такими, как теория потребительского поведения, теория фирмы, модели совершенной конкуренции, совершенной монополии, монополистической конкуренции и олигополии, особенности функционирования рынков факторов производства и понятие «провалов» рынка. По результатам освоения дисциплины студенты смогут применять основные инструменты микроэкономического анализа к решениям потребителей и фирм, а также на рынках труда и капитала. Дисциплина предусматривает 3 самостоятельных работы, 2 контрольных работы и 15 домашних заданий, состоящих из расчетных задач, а также тестовых и аналитических заданий. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студен-ты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • иметь представление о предмете экономической теории и о принципах ее разделения на микро- и макроэкономику; • владеть понятиями и инструментарием анализа потребительского поведения; • уметь анализировать рыночное поведение фирм в зависимости от типа рыночной структуры, в условиях которых происходит их функционирование; • понимать механизм взаимодействия спроса и предложения на различных рынках; понятие, причины формирования и способы минимизации «провалов» рынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами клю-чевыми концепциями экономического анализа и, в частности, микроэкономики. Понимание основ изучения экономических систем и явлений, а также закономерностей принятия решений экономическими агентами позволит сформировать профессиональные компетенции и навыки социолога, станет надежной теоретической основой понимания экономических механизмов функционирования социальной сферы общества, социально-экономического поведения домохозяйств, фирм и государства, целей и инструментов реализации экономической политики. Задачи курса заключаются в том, чтобы: • познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, теоре-тическими и методологическими принципами экономического анализа; • изучить основные модели экономического поведения домашних хозяйств и фирм; • сформировать представление об особенностях функционирования рыночной экономики, «провалах» рынка и роли государства в регулировании экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает представлением о месте экономики среди общественных наук, а также об особенностях ее предмета и метода; понимает различия в предметах изучения микро- и макроэкономики; осознает значение и ограничения метода моделирования в анализе экономических явлений.
  • Владеет ключевыми понятиями теории потребительского поведения: потребностей, предпочтений, полезности и бюджета; способен характеризовать основные постулаты кардиналистской и ординалистской теорий потребительского поведения; понимает смысл главных аксиом потребительского поведения; умеет использовать графическое представление функций полезности для характеристики предпочтений индивида;
  • Владеет основными понятиями теории фирмы – в частности, понятиями предприятия, производственной функции, совокупного, среднего и предельного продукта, изокванты, предельной нормы технического замещения, эффекта масштаба; понимает основания для разграничения понятий кратко-и долгосрочного периодов в микроэкономике; способен объяснять логику закона убывающего предельного продукта фактора.
  • Знает содержание понятий издержек (бухгалтерских, альтернативных и экономических; переменных, постоянных и совокупных; средних, предельных и совокупных), амортизации, изокосты, краткосрочного и долгосрочного оптимумов производителя, выручки и прибыли; умеет использовать графические и алгебраические средства для нахождения оптимума производителя.
  • Имеет представление о предмете и методе теории игр, владеет основной терминологией теории игр; способен применять инструменты теории игр для анализа простых ситуаций стратегического взаимодействия в экономике; обладает знаниями о содержании моделей Курно, Штакельберга и Бертрана; умеет характеризовать особенности рыночного поведения олигополистов с точки зрения теории игр и микроэкономики.
  • Обладает глубоким пониманием микроэкономической логики, стоящей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Понимает основания для разграничения различных видов рыночных структур; осознает отличия совершенное конкурентных рынков от других типов рыночных структур; владеет базовой методологией анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.
  • Понимает преимущества и ограничения рынков с точки зрения достижения максимально эффективного распределения ресурсов; умеет объяснять существо проблемы принципала-агента, знает содержание понятий «скрытый тип» и «скрытое действие»; осознает разницу между частными и общественными благами и способен объяснять виды и причины возникновения внешних эффектов, а также основных способов минимизации их негативного влияния на рыночную эффективность.
  • Понимает смысл понятия потребительского оптимума и может объяснять алгоритм его нахождения; способен применять математические методы для нахождения оптимума потребителя в сравнительно простых случаях двух благ; владеет понятиями предельной полезности и предельной нормы технического замещения
  • Понимает содержание понятия «рынок монополистической конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках монополистической конкуренции.
  • Способен давать характеристику монопольных рынков; умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях монополии; знает содержание понятия ценовой дифференциации и ее различные виды.
  • Способен рассчитывать величины среднего и предельного продуктов факторов производства; понимает факторы спроса и предложения на рынках факторов производства и ключевые отличительные особенности функционирования этих рынков; умеет объяснять логику, стоящую за кривыми спроса и предложения на рынках труда и капитала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая теория как наука: предмет и методы исследования
  • Предпочтения, полезность и бюджет потребителя
  • Анализ потребительского поведения
  • Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Микроэкономическая модель предприятия
  • Затраты, результаты производства и прибыль
  • Рынок совершенной конкуренции
  • Монопольный рынок. Рыночная власть.
  • Рынок монополистической конкуренции
  • Олигополистический рынок.
  • Рынки факторов производства.
  • "Провалы" рынка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Выполняется в первом или втором модуле. Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Выполняется во втором модуле. Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Самостоятельная работа №1
    Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
  • неблокирующий Самостоятельная работа №2
    Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
  • неблокирующий Самостоятельная работа №3
    Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
  • неблокирующий Экзамен
    Полное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины. Экзамен может проводиться с использованием дистанционных технологий, в т.ч. технологий прокторинга
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Оитог=min{ н*[т*(вмк1*мк1+вмк2*мк2+вмк3*мк3)+впк1*пк1/10+впк2*пк2/10]+вэ*э/10 + б, 10}, где н = 0.5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из плановых контрольных, н = 0.4, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две плановые контрольные, н = 0.6 в остальных случаях; т = 0,5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из плановых контрольных, т = 0,9, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две плановые контрольные, т = 0.3 в остальных случаях; вмк1, вмк2 = 0.33, вмк3 = 0.34, если студент не пропустил ни одной из мини-контрольных; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из мини-контрольных, то вмк1 = вмк2 = вмк3 = 0.5; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две мини-контрольных, то вмк1 = вмк2 = вмк3 = 0.9; впк1 = впк2 = 0.5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из плановых контрольных, впк1 = впк2 = 0, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две плановые контрольные, впк1 = впк2 = 0.35 в остальных случаях; вэ = 0.4; мк1, мк2 и мк3 – баллы за мини-контрольные №№1, 2 и 3, соответственно, начисляемые по 10-балльной системе; пк1 и пк2 – баллы за плановые контрольные №№1 и 2, соответственно, начисляемые по 100-балльной системе; э – баллы за экзамен, начисляемые по 100-балльной системе; б_i – бонусные баллы, начисляемые i-му студенту за активную работу на семинарских занятиях исходя из следующей формулы: б_i=(0,7*оуд_i_1+…+0,7*оуд_i_m+0,3*от_i_1+…+0,3*от_i_n)/max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N), где оуд_i_j – логическая переменная, принимающая значение «1», если i-й студент в j-й раз в течение семестра успешно ответил у доски в рамках семинарского занятия, продемонстрировав достаточный уровень знаний при самостоятельной решении той или иной задачи, предоставленной преподавателем, при этом всего таких успешных ответов у студента в течение семестра было m штук; от_i_j – балл i-го студента за j-й онлайн-тест (в случае их проведения в рамках семинарских занятий); max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N) – максимальное из значений выражения в скобках среди всех студентов учебной группы, в которую включен i-й студент, при этом M и N – количества успешных ответов у доски и сданных онлайн-тестов студента, для которого значение выражения в скобках после оператора «max» оказалось наибольшим среди всех студентов учебной группы, в которую входит i-й студент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнейчук Б. В. - МИКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 305с. - ISBN: 978-5-534-07542-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-434414
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Theory and application of intermediate microeconomics, Nicholson, W., 2010
  • Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2000