• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

39.03.01 Sociology

Approved by
Приказ "О распределении образовательных программ высшего образования по факультетам НИУ ВШЭ (Москва)" от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
Last Update
Протокол заседания Академического совета ОП "Социология" № 45 от 26.08.2019
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of Instruction

RUSENG

Instruction in Russian and English

Track(s)
Applied Methods and Technologies of Social Research, Economic Sociology, Social Theory and Applied Social Knowledge
Degree Level

Bachelor

Double-degree Programme

No

Competitive Advantages

Преимущества и особенности образовательной программы «Социология» определяются (1) особенностями проектирования собственно самой  программы, (2) общим состоянием социологической науки в России, а также социально-экономическим контекстом.

На фоне отечественных факультетов-конкурентов образовательная программа «Социология» обладает следующими преимуществами:

  • уникальное сочетание в составе преподавателей ведущих российских исследователей и международных специалистов, работающих на постоянной основе;
  • значительный (в отличие от других российских конкурентов) акцент в обучении на экономико-менеджериальных дисциплинах, что создает для выпускников дополнительные возможности на рынке труда и/или для продолжения образования на магистерских программах по иным направлениям подготовки. Так, обязательными являются курсы «Экономика», «Экономическая теория», «Экономическая и социальная статистика» , «Институциональная экономика», «Демография». Кроме данных дисциплин студенты также могут выбрать майноры по экономике, менеджменту, бизнес-информатике и основам предпринимательской деятельности; 
  • уверенное владение английским языком как языком профессионального общения, облегчающее как поступление на образовательные программы зарубежных университетов, так и работу в международных компаниях. Английский язык не только преподается в качестве учебной дисциплины, обеспечивающей знания английского на уровне не ниже B2 (по Общеевропейской шкале уровней CEFR http://www.cambridgeenglishteacher.org/what_is_this ), но и используется в преподавании ряда курсов – «Экономическая и социальная статистика», «Социальная и экономическая антропология»; «Введение в сетевой анализ», «Социология предпринимательства» и др. Факультет социальных наук имеет ряд договоров о студенческом обмене с зарубежными университетами. Студентам факультета предоставляется возможность, наряду с участием в общеуниверситетских программах международной академической мобильности, пройти обучение в зарубежных вузах-партнерах факультета в течение 1-2 семестров;
  • научно-исследовательская инфраструктура (научно-учебные, проектноучебные и другие лаборатории и исследовательские центры), обеспечивающая возможность вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную работу, в том числе по заказам органов государственной власти. Научные подразделения НИУ ВШЭ, в которых студенты могут проходить практику и работать, включают в себя Институт демографии, Институт управления социальными процессами, Центр лонгитюдных обследований, Международная лаборатория прикладного сетевого анализа, Лаборатория экономико-социологических исследований;
  • хорошо развитая информационная инфраструктура НИУ ВШЭ (прежде всего, электронные ресурсы, возможность продолжения обучения на  магистерских программах «Комплексный социальный анализ», «Прикладные методы социального анализа рынков», «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» и «Сравнительные социальные исследования», распространяющийся на образовательную программу «Социология» бренд НИУ ВШЭ как инновационного, динамичного исследовательского университета международного уровня; успешное трудоустройство выпускников и/или примеры продолжения обучения за рубежом на магистерских программах.
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата включает изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. Выпускники программы бакалавриата могут быть востребованы:

  • в производственных и аналитических службах организаций различных отраслей;
  • в органах государственной и муниципальной власти; 
  • в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, центрах социологических исследований;
  • в образовательных организациях системы высшего образования и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системах дополнительного образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения.

Выпускник образовательной программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ получает комплекс универсальных и профессиональных компетенций, который обусловлен современным пониманием социолога как 1) эксперта и аналитика, 2) исследователя социальных процессов, владеющего разными методами и техниками изучения явлений и процессов в обществе, 3) преподавателя социально-гуманитарных дисциплин.

К числу профессиональных компетенций относятся компетенции, необходимые в первую очередь для научно-исследовательской и аналитической деятельности, в том числе способность:

  • решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
  • критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информацию;
  • анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью;
  • использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач;
  • самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов;
  • участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов;
  • представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории;
  • составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;
  • обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;
  • и готов к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • участвовать в аналитической и консалтинговой деятельности;
  • использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационноуправленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • разрабатывать учебные программы для преподавания социологии и проводить учебные занятия.

К числу компетенций, имеющих универсальный характер, отнесены следующие способности:

  • учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной;
  • выявлять научную сущность проблем в профессиональной области;
  • решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
  • оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
  • работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода);
  • вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • работать в команде;
  • грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (в том числе на иностранных языках);
  • критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность;
  • осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.

 

Programme Modules

Образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» предусматривает изучение следующих блоков:

                                                                                                                                             Таблица 1 

Код элемента

Элементы ООП и планируемые результаты обучения

Примерные дисциплины

Количество з.е.

Б.О.

Общий цикл

17

  

Безопасность жизнедеятельности

Физкультура

Философия

Социальная история Психология

Экономика

 

Б.Пр

Профессиональный цикл  (Major)

137-150

Б.Пр.Б

Базовая часть

Алгебра и анализ

Прикладное программное обеспечение

Теория вероятностей и математическая статистика

Анализ данных в социологии

Экономическая теория

Социологическая теория

Методология и методы социологического исследования

Экономическая социология

Экономическая и социальная статистика

Социальная структура и социальная стратификация

Социальная и экономическая антропология

85-95

Б.Пр.БП

Базовая часть профиля

Определяется ОП

0-20

Б.Пр.ВП

Вариативная часть. Обязательные дисциплины специализаций.

Определяется ОП

15-20

Б.Пр.ДВ

Вариативная часть. Дисциплины по выбору студентов.

 

25-40

Б.М

Дополнительный профиль (Minor)

20

Б.ПД

Практики, проектная и/или исследовательская работа

НИС Курсовые работы

Проекты (практикумы) Практики

50-60

Б.Ф

Факультативы

Полный состав определяется ОП, в т.ч. Английский язык

Максимальный объем определяется ОП, з.е. учитываются сверх общего объема ОП

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

3-6

 

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению

Защита ВКР

3

 

3

ИТОГО

240

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Sociology'

Go to Programme Contents and Structure