• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Global Demographic Issues

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Demography (Vishnevsky Institute of Demography)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об особенностях мирового демографического развития, их взаимосвязи с региональными экономическими, культурными, историческими, географическими и другими факторами. В рамках курса рассматривается система ключевых демографических показателей, позволяющих детально анализировать и проводить корректное сопоставление характеристик населения различных стран и регионов мира. Задачей курса является также овладение ознакомление студентов с основными источниками данных о населении отдельных территорий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины "Глобальные демографические проблемы" студент должен: знать область изменения основных демографических показателей в различных регионах мира, особенности их динамики и их социально-экономических детерминанты; уметь правильно оценивать демографические тенденции и их взаимосвязь с социально-экономическим развитием; понимать и интерпретировать межстрановые различия демографических показателей; оценивать социально-демографическую ситуацию в стране, регионе мира и мире в целом, представлять перспективы изменения ключевых индикаторов демографического развития; иметь навыки поиска и обработки статистических данных о населении в наиболее надежных и точных источниках, получить опыт ведения содержательных дебатов на тему особенностей регионального демографического развития, формулировки целей и задач национальных программ семейной и демографической политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет необходимые представления о ситуации с народонаселением развитых и развивающихся стран
  • Умеет применять для анализа наиболее адекватные демографические показатели
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода
  • Владеет анализом демографических и внешних к демографии факторов дифференциации демографических процессов для отдельных стран и регионов мира
  • Имеет опыт поиска в базах данных и использования в практических расчетах различных индикаторов о населении
  • Демонстрирует понимание различия данных, полученных из различных источников
  • Понимает основные цели и задачи демографического прогноза и его основных концепций
  • Имеет навыки поиска и обработки показателей современных демографических прогнозов ООН
  • Демонстрирует владение приемами корректного использования показателей демографического развития страны или региона
  • Правильно формулирует доводы «за» и «против» в дебатах по конкретным мерам социальной и экономической политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах мира
    Группировка стран по уровню социально-экономического развития, используемая ООН и другими международными организациями. Система демографических показателей рождаемости, смертности и миграции, позволяющих выполнить анализ ситуации в стране и регионе мира на основе наиболее адекватных индикаторов.
  • Общемировые демографические тенденции и закономерности и их региональные особенности
    Демографический переход. Понятие дифференциации, дивергенции и конвергенции индикаторов. Основные факторы региональных различий: экономические, исторические, географические, климатические, конфессиональные, природных ресурсов, медико-санитарные, политические и др.
  • Источники данных о населении
    Переписи населения. Макроданные и микроданные. Национальные статистические службы, международные организации, институты, проекты, базы данных, интернет-сайты. Источники наиболее точных, свежих, детальных, надежных, сопоставимых данных. Как искать демографические данные в интернете?
  • Демографические перспективы мира в целом и отдельных стран
    Демографический прогноз до конца 21 века. Организации, которые занимаются демографическим прогнозированием. Как делаются прогнозы населения стран мира? Что такое пересмотр демографических прогнозов ООН? Их история, объем и структура публикуемых материалов.
  • Использование демографических показателей в дебатах по социальной тематике
    Как правильно использовать демографические показатели в дебатах для корректного обоснования решений, принимаемых по проблемам социальной направленности? Актуальность использованных данных, точность и сопоставимость рассчитанных показателей, возможности правильной формулировки доводов «за» и «против» тех или иных мер социальной и демографической политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Interim assessment (1 module)
    0.175 * Дебаты + 0.175 * Домашние задания + 0.175 * Работа в аудитории + 0.3 * Экзамен + 0.175 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • United Nations. (2007). World Population Prospects : The 2006 Revision. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=225789
  • United Nations. (2009). World Population Prospects : The 2008 Revision. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=450814
  • United Nations. (2011). World Population Prospects : The 2010 Revision. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=563638
  • United Nations. (2014). World population prospects: The 2012 revision, Methodology of the United Nations population estimates and projections. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC9294F7