• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2019/2020

Art of Asia: From Modern to Contemporary Period

Type: Compulsory course (History of Art)
Area of studies: History of Art
Delivered by: School of History
When: 3 year, 1, 2 module
Mode of studies: distance learning
Instructors: Anna Guseva, Lev Maciel
Language: English
ECTS credits: 3
Contact hours: 56

Course Syllabus

Abstract

This course discusses different aspects of modern and contemporary art in Asian region (constructed of countries of East Asia, Southeast Asia, South Asia and Middle East) in terms of forms, material, styles and perception of art by encounters in different groups. Roughly beginning in the early 17th century, this course explores a variety of monuments and themes of the visual art of Asian countries. Besides this class looks particular on the encounter between the so-called West and the non-West. While lectures present a wide range of media from painting to photography, from engravings to architecture, seminars are based on discussion of selected case studies.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры азиатского региона период Нового и новейшего времени в мировой истории искусства
  • Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства Азии XVІІІ –XX вв, и современного искусства и архитектуры
  • Выработать умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Азии; раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностями создавшей её культуры; умение охарактеризовать признаки и общности
  • Получить представление о стилистических особенностях и трансформациях искусства этого региона в целом, а так же о специфических чертах художественной деятельности, присущих отдельным культурам, регионам и этапам, объединённым понятием искусства Азии
  • Ознакомление студентов с основными с мировыми и отечественными трудами о развитии, особенностях и тенденциях развития искусства Азии XVІІІ – нач. XXІ вв.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов и регионов искусства Азии древности и средних веков; знать ключевые для понимания развития искусства в регионе памятники; знать фундаментальные работы по искусству Азии; основные музейные собрания и коллекции, а так же архитектурные комплексы, связанные с искусство Азии древности и средних веков; основные термины; хронологию, основные периоды; географию распространения культур в регионе
  • Освоить методы основных научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • Иметь навыки владения понятийным аппаратом истории искусств; применения формально-стилистического метода и иконографического анализа памятника
  • Уметь ориентироваться и работать с основными трудами, научными журнала, каталогами и базами данных по искусству и архитектуре Азии и использовать данные при решении самостоятельно поставленных задач в искусствоведческом исследовании
Course Contents

Course Contents

  • Введение в проблематику искусства Азии Нового и Новейшего времени.
    Основные регионы, исторические и экономические особенности развития стран на этом этапе. Специфика изучения искусства этого времени. Понятие экспортного искусства. Понятие колониального периода и постколониального дискурса. География и периодизация искусства Востока XVІІІ–XXІ вв. Общая характеристика и специфика развития каждого региона (Индия, Китай, Япония, Корея, страны Юго-Восточной Азии и страны исламского мира). Торговые и культурные контакты между разными странами. Контакты и взаимодействие с Западом. Подходы к коллекционированию и изучению искусства Востока в Европе, Америке, и в странах Азии. Основные коллекции искусства Востока. Актуальные проблемы изучения. Современное искусство и традиция. Охрана памятников.
  • Искусство и архитектура Китая (XVІІ–XXІ вв).
    Искусство периода Цин (1644–1911) и современного Китая представляет собой наиболее насыщенный памятниками период искусства Китая. Правление маньчжурской династии Цин связано характеризуется политической и экономической стабилизации, что способствовало укрупнению центов ремесленного производства, с одной стороны, с другой подчёркнутым консерватизмом. Нарастающая торговля с западноевропейским миром так же оказала большое влияние на развитие искусства, в первую очередь фарфора. Период Цин характеризуется строительством крупных городских и дворцовых ансамблей на севере страны ( летние дворцы в Чэнде и в Пекин); развитием искусство садов на юге. Академическая школа и региональные независимые школа: художник Чжу Да (1625–1705), художник и теоретик Ши-Тао (1630–1717); группа «Янчжоуские чудаки»; в XІX веке: художники Чэнь Ши-цзэн (1876–1924), У Чань-ши (1842–1927), Жэнь Бо-нянь (1840–1896) и XX — Ци Бай-ши (1860–1957), Хуан Бинь-хун (1864–1955). Школы и центры декоративно-прикладное искусство; коллекционирование и типологизация. Китайский фарфор в Китае и в Европе. В искусстве Китая ХХ века с одной стороны продолжаются традиции, выработанные в прежние эпохи, с другой усиливается влияние западноевропейской школы, как в живописи, графике, так и в архитектуре.
  • Искусство и архитектура Кореи (XV–XXІ вв).
    Период Чосон (1392–1910) является одним из самых длительных в истории страны, характеризующийся постепеным переходом от высокого средневековья к Новому времени, что отразилось и на развитии искусства. С одной стороны в Кореии чрезвычайно сильный традиции, сохранением традиционных ремесел, которые в XІX и в первой половине XX века вынуждены были отойти в тень. С конца XІX века и до середины XX чрезвычайно усиливается влияние Японии( с 1910-45 Корея является колонией Японии). В то же время этот период связан с интересом к истории Кореи, с первыми археологическими раскопкам и началом изучения истории искусства. Архитектура периода Чосон: столица Хансон, дворцовые ансамбли Кёнбоккун и Чхандоккун. Академии живописи «Тохвасо». Пейзажная живопись. Живопись жанра «цветы-птицы». Портретный жанр. «Школа литераторов» в корейской живописи. Декоративно-прикладное искусство: фарфор и керамика.
  • Искусство и архитектура Японии (XVІІ–XXІ вв). Введение.
    Период Эдо в Японии характеризуется стабильностью и экономическим единством страны, собранной кланом Токугава. В архитектуре развивается новый тип постройки — оборонительного замка. Токио, ставший политической столицей, с его многомилионным населением становится самым большим гордом в мире. Это период расцвета живописи в особенности декоративной (живопись на ширмах школ Римпа и Кано); разрабатывается технология многоцветной гравюры на дереве; развиваются центра керамического и фарфорового производства (Арита, Кутани). Закрытие границ и ограничение торговли в другими странами однако не привели к полной изоляции – через купцов в Нагасаки японские художники и интеллектуалы знакомились с западноевропейской живописью и гравюрами, книгами по ботанике, медицине и др., однако активное освоение этого опта началось с открытием границ в 1868 г. Эпоха Мэйдзи ( 1868–1912) и Тайсё (1912-26) стали временем активного освоения и знакомства с западноевропейским опытом как в науке и технике, так в литературе и искусствах. Были заложены основы нового архитектурного образования. Японские художники учатся в Европе и США. Послевоенный период характеризуется
  • Искусство и архитектура Японии (XVІІ–XXІ вв). Архитектура и искусство периода Эдо.
    Архитектура замков. Градостроительство эпохи Эдо: типология и особенности. Живописные школы Римпа и Кано. Искусство гравюры жанра укиё-э. Влияние эстетики и философии чайной церемонии на искусства и архитектуру. Центры японского фарфора и керамики. Искусство лаков.
  • Искусство и архитектура Японии (XVІІ–XXІ вв). Архитектура и искусство Японии первой половины ХХ века.
    Японская архитектура в ХХ веке: ключевые имена и здания. Освоение западной школы живописи. Восстановление традиции ремёсел в ХХ веке: движение мингэй. Направления «живописи в западном стиле» — ё-га (художник Курода Сэйки ( 1866–1924) и «живописи в японском стиле» —нихонга (Хисида Сюнсо (1874–1910), Кобаяси Кокэй (1883–1957), Маэда Сэйсон (1885–1977), Хигасияма Кайй (1908–1999). Искусство гравюры пер. пол. – сер. ХХ в. ( Кавасэ Хасуй (1883–1957), Ёмида Хироси (1876–1950), Мунакато Сико (1903¬–1977) Послевоенные движения в искусстве Японии характеризуются большим разнообразием, ориентируясь во многом на американские и европейские образцы. Одним из ярких было творчество группы «Гутай» (организована в 1954) и отталкивающаяся отчасти от принципов деконструктивизма. Творчество художницы К. Яёи.
  • Современная архитектура и искусство в странах Дальнего Востока.
    В данном разделе рассматриваются особенности формирования и индивидуального языка архитектурных и художественных школ в Китае, Корее и Японии. Творчество таких мастеров как Ай Вэйвэй ( Китай), Кусама Яёй ( Япония),Ли Донука или Чхве Суана (Корея) сегодня является неотъемлемой частью общемирового художественного контекста и можно даже говорить о своеобразной моде на «восточных» художников. Японская архитектурная школа признана всеми критиками одной из ведущих в мире, а пространство Китая стало настоящим полигоном для современной архитектуры как иностранных так и китайских архитекторов.
  • Искусство и архитектура Индии и Юго-Восточной Азии (XVIІІ–XXІ вв).
    Искусство и архитектура в период колониализма и пост-колониализма. Индия и Британская Империя: градостроительные концепции для развития Нью-Дели, Калькутты, Бомбея. Архитектура и искусство Индокитая во Вьетнаме и Индонезии. Проблема влияние и взаимодействие западноевропейского искусства и местных школ: Вьетнам и Индонезия. Архитектура постколониальной (после 1949 г) Индии. Чандигарх, Нью-Дели, Мумбай (Бомбей). Архитекторы модернизма в Азии: Луис Кан и Ле Корбюзье. Современная архитектура стран Юго-Восточной. Живопись, скульптура и другие виды актуальных искусства: ведущие мастера и направления.
  • Искусство и архитектура исламского мира XVIII– сер. XIX вв.
    Период XVIII–XIX вв. как время активного освоения европейских форм мастерами классических архитектурных и изобразительных традиций Востока. Позднеосманские мечети Стамбула — образцы т.н. османского барокко (Лалели-джами, 1759–1763), рококо (Нусретие, 1823–1826), неоготики (Пертевниял-Валиде-султан, 1869–1871) и ар нуво (мавзолей шейха Мухаммеда Зафира, 1905–1906). Архитектура каджарского Ирана между местной традицией (дом Аббасианов, кон. XVIII в., мечеть Ага-Бозорг, 1832, и базар Амин ад-Дауле, 1863–1868, — все в Кашане) и европейскими влияниями (Дворец Голестан в Тегеране, 1853–1882). Освоение форм западноевропейской живописи в каджарском портрете, развитие его иконография и стилистики. Строительная деятельность навабов Аудха: продолжение могольских традиций в мавзолее Сафдар Джанга в Дели (ок. 1755) и формирование шиитского религиозного комплекса в Большой имамбаре в Лакхнау (1785–1791). Могольские традиции и европейские влияния в искусстве индийских княжеств (архитектура и миниатюра). Развитие линии традиционалистского искусства в Центральной Азии: Хива (сохранный ансамбль города XIX – нач. ХХ в.), Коканд (мавзолеи Мадор-и Хан, 1825, и Дахма-и Шахон, 1830-е, дворец Урда, 1863–1873) и Турфан (минарет Эмин, 1779). Строительство исламских сооружений в формах китайской архитектуры: Большая мечеть в Сиане (XVIII в.) иДунганская мечеть в Караколе, Киргизия (1907–1910).
  • Искусство и архитектура исламского мира сер. XІX–нач. XX вв.
    Втор. пол. XIX и пер. пол. ХХ в. как период расцвета колониального искусства. Историзм и ар-деко в архитектуре французского Магриба — новые жилые кварталы и католические церкви в Алжире, Касабланке и Рабате. Архитектура полуколониального Египта. Тоталитарные аллюзии в монументальном искусстве Турции (мавзолей Ататюрка в Анкаре, 1944–1953). Поиск национального «арийского» стиля в архитектуре эпохи Реза-шаха Пехлеви в Иране (1925–1941). Появление и распространение фигуративного искусства в исламских странах в колониальное время. Архитектура исламского мира со второй пол. ХХ в. по настоящее время: модернизм, пост-модернизм и исторические реминесценции в пост-колониальной архитектуре. Передовые модернистские проекты в архитектуре г. Алжир — жилой комплекс Клима-де-Франс (1954–1957) и собор Сакре-Кёр (1958–1962). Модернистские формы мемориальных монументов (башня Шахьяд в Тегеране, Иран, 1966–1971, и Памятник советско-египетской дружбы в Асуане, Египет, 1970–1975) и национальных мечетей (Байтул-Мукаррам в Дакке, Бангладеш, 1959–1968, и Фейсала в Исламабаде, Пакистан, 1969–1986). Постмодернистские проекты с элементами историзма в рекреационной («Западный пляж» в Сиди-Фредже близ Алжира, 1972–1982), музейной (Biblioteca Alexandrina в Александрии, Египет, 1995–2002) и религиозной (Мечеть Алжира в г. Алжир, строится с 2012 г.) сферах. Образцы традиционалистско-националистического историзма — мечети Абделькадера в Константине, Алжир (1970–1994) и Хасана II в Касабланке, Марокко (1986–1993), комплекс президентского дворца в Анкаре, Турция (2011–2014).
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Доклад-эссе
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • non-blocking Тест
  • non-blocking Экзамен
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.4 * Доклад-эссе + 0.2 * Тест + 0.4 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Bushell, S. W. (2012). Chinese Art. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=455924
  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010

Recommended Additional Bibliography

  • Elkins, J. (2010). Chinese Landscape Painting as Western Art History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200234.BibliographicResource.3000051363161
  • N. Eaton. (2013). “Swadeshi” Color: Artistic Production and Indian Nationalism, ca. 1905–ca. 1947. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17998CFC
  • Nasser Rabbat. (2012). What is Islamic architecture anyway? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.408C769D
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011