• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)Search
Master 2019/2020

Natural Science Methods in Archaelogy, Physical Anthropology, Paleogenetics, Geoinformatics

Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Compulsory course (Classical and Oriental Archaeology)
Area of studies: History
When: 1 year, 1-4 module
Mode of studies: distance learning
Instructors: Бужилова Александра Петровна, Irina Arzhantseva, Heinrich Guenter Heinz Haerke
Master’s programme: Античная и восточная археология
Language: English
ECTS credits: 6

Course Syllabus

Abstract

Современную археологию невозможно представить без методов, применяемых в естественных науках – от математики и статистики до геофизики. Предмет дисциплины – вопросы, связанные с применением естественных наук на всех стадиях археологического исследования, от разведок и раскопок до реставрации и анализа источника. Курс тесно связан с последующей научно-исследовательской археологической практикой. Целью курса – дать студентам базовые знания по основным естественнонаучным методам и сформировать умение применять некоторые из них на практике. Особое внимание будет уделяться методам обнаружения и датирования (радиоуглеродный, дендрохронология, споро-пыльцевой) археологических памятников, а также статистическим методам.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • ознакомление обучающихся с синтетическим подходом в анализе данных археологии, археозоологии, палеоклиматологии и физической антропологии, также теории физиологического стресса и антропоэкологии для изучения аспектов адаптации человека в определенных климатических, ландшафтных и социальных условиях бытования древних культур
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Студент знакомится с предметом остеоархеологии.
  • Определение понятий «палеоэкология человека» и «биоархеология». История развития направления в мировых антропологических школах, палеоэкологическая школа Т.И.Алексеевой в России. Цель и задачи раздела. Человеческие останки как исторический источник. Основные направления современных исследований. Индивидуальный и популяционный уровни исследования. Синтез гуманитарных и естественных наук.
  • Студент знакомится с предметом биоархеологии.
  • Студент познакомится с основами изотопного анализа и практикой его применения в античной и восточной археологии
  • Студент познакомится с динамикой экосистем.
  • Студент познакомится с основами палеогенетики, закономерностями мирового генофонда
  • Студент знакомится с историей возникновения проекта TEI (Text Encoding Initiative) и EpiDoc, с целями проектов, основанных на языке XML
  • Проанализированы виды данных, которые можно получить по данным распространения зубных патологий, получены навыки интерпретаций таких данных.
  • Получен навык реконструкции социальных событий в древних обществах на основе данных, полученных после изучения травм черепа и костей скелета.
  • Получен навык антропологического анализа массовых захоронений.
  • Студенты ознакомились с методами, которые позволяют реконструировать погребальные традиции на основе археологических данных.
  • Студенты ознакомились с методическими подходами для реконструкции сезонных миграций на основе заболеваний, встречавшихся у определенных групп населения.
  • Студенты проанализировали археологические свидетельства распространения болезней, а также данные, свидетельствующие о том, как общество адаптировалась к новым инфекциям.
  • Студент ознакомлен с основными правилами языка XML и способен применять эти правила для записи эпиграфических и нарративных текстов исторических источников на древних языках
  • Студент способен анализировать исторические источники с помощью возможностей, которые предоставляют основные правила языка XML (EpiDoc) – просопографический анализ, выделение топонимов, теофорных имен и так далее
Course Contents

Course Contents

  • Остеоархеология
    Студент ознакомился с основными методами остеоархеологии и научился анализировать полученные такими методами данные.
  • Введение в биоархеологию. Синтез данных гуманитарных и естественных наук.
    Определение понятий «палеоэкология человека» и «биоархеология». История развития направления в мировых антропологических школах, палеоэкологическая школа Т.И. Алексеевой в России. Цель и задачи раздела. Человеческие останки как исторический источник. Основные направления современных исследований. Индивидуальный и популяционный уровни исследования. Синтез гуманитарных и естественных наук.
  • Оценка репрезентативности выборки для биоархеологии. Палеодемография: оценка влияния среды на основные демографические параметры
    Сбор антропологических материалов в ходе раскопок и методы инвентаризации частей скелета. Полевой бланк сбора антропологического материала. Оценка пола и возраста. Биологический (физиологический) возраст. Методы исследования пола и возраста (морфологический, гистологический и генетический). Определение понятия «минимальное число индивидуумов». Подготовка данных к палеодемографическому исследованию. Оценка патологических проявлений на костях скелета и зубной системе. Дискретно-варьирующие признаки. Палеопатологический бланк и система фиксации признаков для ввода в статистический анализ. Краниометрия и одонтометрия как часть биоархеологического исследования. Сбор образцов для палеогенетического и изотопного анализа. Понятие репрезентативности выборки. Статистические подходы в оценке полученных данных. Оценка возможности популяционных исследований. Оценка влияния среды на основные демографические параметры. Определение понятий «палеодемография» и «историческая демография». Границы и возможности метода. Стандартизация биологического возраста для демографического исследования. Метод скользящей средней и моделирование кривой смертности. Средней возраст смерти в доисторических и исторических группах с различным хозяйственно-культурным укладом. Детская смертность. Ограничения в использовании этих показателей. Соотношение числа мужчин и женщин в группе. Реконструкция гендерных миграций. Соотношение демографических показателей с индикаторами физиологического стресса в различных доисторических группах с разным хозяйственно-культурным укладом. Понятие «остеологический парадокс». «Демографическая адаптация» к определенным хозяйственным специализациям древних сообществ. Демографические параметры группы как вероятностные показатели социальных катастроф.
  • Диета в древних сообществах: источники и методы реконструкции. Культурные традиции, связанные с особенностями диеты. Динамика изменчивости физиологических реакций. Адаптация к специализированному питаю
    Реконструкция типов питания по данным распространения зубных патологий. Кариес: динамика изменчивости признака от палеолита до средневековья, наличие зубного камня в доисторических и исторических группах. Социальные и гендерные аспекты распространения зубных болезней в древности. Недостаток витамина С (цинга), недостаток витамина D (рахит, остеомаляция), гипервитаминоз в древних сообществах. Паразитозы как последствия специализации в диете. Эхинококкоз, патогенез, примеры на ископаемых костных останках. Изотопный анализ как инструмент оценки состава диеты древних сообществ. Динамика изменчивости диеты от эпохи среднего палеолита до ранних этапов неолита на примере евразийских групп. Смена диеты у неполовозрелых индивидуумов. Традиция длительного грудного вскармливания. Рост и развитие детей как зеркало социального благополучия общества. Анализ специального изотопного анализа коренных зубов, признаков эмалевой гипоплазии, линий Гарриса и продольных размеров длинных костей скелета у детей и подростков. Сопоставление данных на примере групп с различным хозяйственно-культурным статусом. Культурные традиции, связанные с особенностями диеты. Динамика изменчивости физиологических реакций. Адаптация к специализированному питанию. Анализ признаков нарушения общего обмена веществ в доисторических группах на этапе перехода к производящему хозяйству. Современные методологические подходы в решении проблемы.
  • Травмы. Классификация травм и реконструкция социальных событий в древних обществах
    Гендерные аспекты травматологии. Повреждения костной ткани различными видами оружия. Реконструкция социальных событий в древних обществах. Анализ демографических показателей и типология травм черепа и костей скелета.
  • Антропология катастроф
    Коллективные захоронения как специфический источник реконструкции социальных катастроф. Палеолит: Пшедмости как пример массовой гибели людей в каменном веке без признаков насильственных травм. Анализ средневекового населения Ярославля: гибель жителей в период первого нашествия татаро-монгол. Отступление армии Наполеона в Кенигсберг, война 1812 года: антропологический анализ массовых захоронений.
  • Реконструкция погребальных традиций, искусственной деформации черепов, символических трепанаций и других культурных традиций в древности
    Искусственная деформация черепа. Методические приемы морфологии, рентгенологии и гистологии для дифференциальной диагностики искусственной и естественной деформации черепа. Распространение традиции искусственной деформации в различных доисторических обществах. Биологические аспекты последствий деформации черепа. Скальпирование и декапитация: дифференциальная диагностика. Распространение традиции скальпирования в Старом и Новом Свете по данным палеоантропологии. Каннибализм. Бытовой и ритуальный. Методические аспекты фиксации признаков дефлешинга, декапитации и эксцеребрации. Метод Т. Уайта для анализа традиции каннибализма. Каннибализм у неандертальцев и древних сапиенсов. Трепанации: виды и связь их с социальными традициями. Использование костей человека для изготовления амулетов в древности. Сунгирские погребения детей и взрослого: реконструкция погребальных традиций в палеолите. Человек из Маркиной горы (Костенки 14): анализ патологий и реконструкция особенностей поведения палеолитического охотника-собирателя.
  • Инфекции как источник реконструкции древних миграций и метисаций. Палеогенетика
    Проявление воспалительного процесса на костной ткани. Встречаемость заболеваний у определенных групп населения в историческом прошлом. Паразитозы в древних сообществах. Методические подходы для реконструкции сезонных миграций. Туберкулез, бруцеллез, проказа. Методы картирования патологий на карте Евразии с учетом хронологии событий и исторических миграций. Трепанематозы, дифференциальная диагностика, примеры проявления патологии на ископаемых останках. Исторические источники в анализе чумных пандемий на территории Евразии. Карта чумных эпидемий на Русской равнине по данным древнерусских источников. Границы и возможности современных методов молекулярной генетики. Филогения возбудителей сифилиса, проказы и туберкулеза. Биологическая история чумы по данным палеогенетики. Инбридинг неандертальцев и сапиенсов как путь патогенных инвазий.
  • Инфекции в истории цивилизаций. Социокультурные адаптации
    Колумб, открытие Америки и сифилис в Европе. Проказа в Европе и первые крестовые походы. Проказа в России и Великий шелковый путь. Туберкулез в Евразии и урбоэкология. Филогения туберкулеза и миграции населения в Евразии.
  • Объекты и методы изучения окружающей среды древних людей
  • Изотопный анализ в археологии и палеоэкологии: общие принципы
  • Реконструкция диета и ландшафта по изотопному составу азота и углерода
  • Миграции и путешествия с водородом, кислородом и стронцием
  • Основы палеогенетики
  • Цифровая археология
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Экзамен в конце первого модуля
  • non-blocking Реферат
  • non-blocking Практическое задание по Цифровой археологии
  • non-blocking Экзамен в конце 4 модуля
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (1 module)
    0.3 * Реферат + 0.7 * Экзамен в конце первого модуля
  • Interim assessment (4 module)
    0.1 * Практическое задание по Цифровой археологии + 0.2 * Реферат + 0.7 * Экзамен в конце 4 модуля
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Agarwal, S. C., & Glencross, B. A. (2011). Social Bioarchaeology. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531697
  • Alexandra Buzhilova Petrovna, Aleksandr Vasil’ev Yurevich, Viktoriya Petrovskaya Vasilyevna, Irina Zorina Sergeevna, Nataliya Perova Gennadyevna, Natalia Berezina Yakovlevna, … Юрий Васильев Александрович. (2016). The Analysis of Biological Age on a Skull of the Paleolithic Child by Method of a Cone Beam Computed Tomography ; Анализ биологического возраста по черепу ребенка эпохи каменного века с помощью конусно-лучевой компьютерной томографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18461687
  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814
  • Buikstra, J. E., & Beck, L. A. (2016). Bioarchaeology : The Contextual Analysis of Human Remains. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480847
  • Ikram, S., Kaiser, J., & Walker, R. (2015). Egyptian Bioarchaeology : Humans, Animals, and the Environment. Leiden [Netherlands]: Sidestone Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=959591
  • Бужилова Александра Петровна, & Карасева Ника Михайловна. (n.d.). Асимметрия Зубов В Группах Коренного Населения Арктического Пояса (По Материалам Краниологических Коллекций Мгу). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fasimmetriya-zubov-v-gruppah-korennogo-naseleniya-arkticheskogo-poyasa-po-materialam-kraniologicheskih-kollektsiy-mgu
  • МАРЧЕНКО ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА, ПАНОВ ВСЕВОЛОД СЕРГЕЕВИЧ, ГРИШИН АРТЕМ ЕВГЕНЬЕВИЧ, & ЗУБОВА АЛИСА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Реконструкция и динамика структуры питания одиновского населения Барабинской лесостепи на протяжении III тыс. До Н. Э. : археологические и изотопные данные. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE7AE4D9
  • МАРЧЕНКО ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА, ПАНОВ ВСЕВОЛОД СЕРГЕЕВИЧ, ГРИШИН АРТЕМ ЕВГЕНЬЕВИЧ, & ЗУБОВА АЛИСА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Реконструкция и динамика структуры питания одиновского населения Барабинской лесостепи на протяжении III тыс. До Н. Э. : археологические и изотопные данные. Вестник Археологии, Антропологии и Этнографии, (3 (34)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16893670
  • ПИЛИПЕНКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, & МОЛОДИН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ. (2010). Древняя ДНК и стабильные изотопы - новые ответы на старые вопросы. Наука Из Первых Рук, (2 (32)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15928919

Recommended Additional Bibliography

  • Digital Marine Osteoarchaeology : The problematization of bodies and bones in water. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DAA461CD
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Márquez, G. N., Webster, H., Truesdell, J., & Fibiger, L. (2016). Physical Anthropology and Osteoarchaeology in Europe: History, Current Trends and Challenges. International Journal of Osteoarchaeology, 26(6), 1078–1088. https://doi.org/10.1002/oa.2520
  • The Problem of the Emergence of Agriculture in the Upper Ob River Region Based on Data from Archaeology and Stable Isotope Analysis ; Проблема Появления Земледелия На Верхней Оби По Данным Археологии И Изотопного Анализа. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5114B02