• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2021/2022

Religious and Philosophical Systems of Southeast Asia

Area of studies: Asian and African Studies
When: 3 year, 3, 4 module
Mode of studies: distance learning
Open to: students of all HSE University campuses
Instructors: Alexey L. Ryabinin
Language: English
ECTS credits: 3

Course Syllabus

Abstract

The discipline is designed, firstly, to give students an idea of ​​the complex of religious beliefs of modern countries of Southeast Asia, and secondly, to acquaint students with the historical process of the formation of this complex by identifying the core of "autochthonous" religious ideas and the subsequent "layering" of borrowed religions into antiquity (from the beginning of our era), in the Middle Ages and in modern times. This discipline also aims to provide students with systematized knowledge about the peculiarities of the religious worldview in the countries of Southeast Asia, which consists in the amazing tolerance of the carriers of this worldview.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • обеспечить знание студентами основного фактического материала по содержанию, бытованию и формированию религиозных представлений в странах Юго-Восточной Азии, а также уяснение студентами основных характеристик отдельных религий на основании анализа источников и усвоения историографии;
  • сделать так, чтобы студенты умели типологизировать цивилизационную принадлежность стран Юго-Восточной Азии на основании их принадлежности к той или иной «ведущей» религии, анализировать роль религиозных и религиозно-этических учений в функционировании общественных институтов, могли учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующих религий;
  • привить понимание у студентов многообразие религий и складывающихся на их основе цивилизаций Юго-Восточной Азии в их взаимодействии и многовариантности;
  • добиться того, чтобы студенты усвоили роль Индии и Китая в заимствовании странами Юго-Восточной Азии их религий и религиозно-этических доктрин;
  • обеспечить понимание студентами противоречивой роли христианских конфессий в приобщении стран Юго-Восточной Азии к глобализирующемуся миру;
  • воспитать у студентов навыки работы с разноплановыми источниками по истории религий и теории религиоведения;
  • выработать у студентов способность к эффективному поиску информации и критике источников;
  • ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировом востоковедении и исторической науке относительно воздействии религий на общество и определении этими обществами их цивилизационной принадлежности.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знать основные религиозные конфессии как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Сиама, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по анализу религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
  • Владеть методами по изучению религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в него, а также освоить специфику современных подходов к изучению религиозной проблематики региона Юго-Восточная Азия.
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Религиозные представления обитателей ЮВА периода Донгшонской культуры.
    Многоуровневое устройство сакрального мира. Культ водоплавающей птицы и культ крокодила-дракона. Ритуальный набор: особая роль бронзовых барабанов. Храмы и предметы культа. Местные боги. Обожествление тигра населением озера Дали. Культ небесных светил и культ Неба. Мифы бронзового века Индокитая: легенда о происхождении людей из яйца, легенда о боге-драконе, легенда о боге гор и вод.
  • Тема 2. Культ предков – развитая форма анимизма и политеизма в Юго-Восточной Азии.
    Традиция почитания духов предков как разновидность культа мертвых. Почитание духов предков на домашнем, региональном и общегосударственном уровнях. Порядок почитания духов предков: предки близкие и далекие. Формы существования духов предков. Возможности духов предков помогать и вредить людям. Формы и порядки обряда почитания духов предков: молитвы и жертвоприношения. Функция культа предков в качестве основной «духовной скрепы» семьи, местного родового и соседского сообщества, региона и государства.
  • Тема 3. Культ Бога-царя как сочетание
    1)аустроазиатского культа предков (предков правителя); 2)тантрических представлений о божественной силе и мощи государя; 3)основных особенностей шиваизма. Символика обряда дева-раджи. Знак мощи правителя – лингам (фалл). Главное божество – разрушитель Шива. Эзотеризм культа дева-раджи (особенно в его шиваитской интерпретации): демонстрация сверхъестественной силы Бога-царя и личное соучастие поданных в обряде почитания. Наиболее законченная форма обожествления правителя у мон-кхмеров: культ дева-раджи и будда-раджи. Культ дева-раджи при Джайвармане II (802-850) и Джайавармане IV (921/927-948). Упадок культа дева-раджи – предвестие упадка государства Камбуджадеша.
  • Тема 4. Индуизм и его распространение в Юго-Восточной Азии.
    Священные тексты индуизма. Веды, Упанишады, Пураны, Рамаяна, Махабхарата (особенно-Бхагаватгита), Агамы. Типология индуизма. Основные направления индуизма: вишнуизм, шиваизм, шактизм, смартизм. Отсутствие в индуизм ереси. Основные практики и верования индуизма: дхарама, сансара, карма, мокша, йога. Конечная цель духовной практики индуизма. Понятие ада и рая в индуизме. Жизненные идеалы индуизма. Места паломничества индуизма. Праздники индуизма. Стадии жизни идеального индуиста. Монашество в индуизме. Сословная система индуизма и ее трансформация в Юго-Восточной Азии. Принцип ненасилия (ахимса) и вегетаринство. Индуистская семья: положение мужчины, женщины, детей и стариков. Обряды индуизма: рождение, свадьба, смерть и т.д. Индуизм – религия элиты Ангкорской империи, чамов Центрального Вьетнама, индонезийцев на Бали, Суматре и Яве.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Экзамен
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-442148

Recommended Additional Bibliography

  • Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996
  • Исаченкова, М. А. (2011). Религии стран Дальнего Востока. Учебная программа для специальности Е1 23 01 03 лингвострановедение. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5E3BE51
  • Опыт введения в буддизм : ранняя буддийская философия : учеб. пособие для вузов, Лысенко, В. Г., 1994