• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2021/2022

Religious and Philosophical Systems of Southeast Asia

Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Area of studies: Asian and African Studies
When: 3 year, 3, 4 module
Mode of studies: distance learning
Open to: students of all HSE University campuses
Instructors: Alexey L. Ryabinin
Language: English
ECTS credits: 3
Contact hours: 60

Course Syllabus

Abstract

Дисциплина «Религиозно-философские системы Юго-Восточной Азии», читаемая на третьем курсе студентам направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» (программа «Языки и литература Юго-Восточной Азии») призвана, во-первых, дать студентам представление о сложном комплексе религиозных верований современных стран Юго-Восточной Азии, во-вторых, познакомить слушателей с историческим процессом формирования этого комплекса путем выявления ядра «автохтонных» религиозных представлений и последующего «наслаивания» заимствованных религий в древности (с начала нашей эры), в средние века и в новое время. Данная дисциплина также имеет целью дать студентам систематизированные знания об особенности религиозного мировоззрения в странах Юго-Восточной Азии, заключающейся в удивительной толерантности носителей этого мировоззрения, способных быть адептами сразу нескольких религиозных направлений. Все это вводит студентов в круг проблем, связанных с областью их будущей профессиональной деятельности, связанной с Юго-Восточной Азией, и вырабатывает у них навыки получения, анализа и обобщения той информации, которая потребуется им в процессе их профессиональной деятельности, чем бы они ни занимались. Среди основных задач курса —познакомить студентов с основными категориями источников, из которых можно почерпнуть представления о религиях верованиях в Юго-Восточной Азии, показать на конкретных примерах методику источниковедческого анализа, связанного с религиозной проблематикой, обратить внимание на трудности интерпретации источников, в которых отражаются реалии, либо давно забытые, либо модернистски интерпретируемые. В рамках образовательной программы «Языки и литература Юго-Восточной Азии» предполагается изучение не только религий стран полуострова Индокитай (Вьетнама, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и др.), но и тех конфессий, которые в разное время существовали на территории современных Индии и Китая. Это объясняется широкомасштабным индийским и китайским влиянием в сфере религии на страны региона.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • обеспечить знание студентами основного фактического материала по содержанию, бытованию и формированию религиозных представлений в странах Юго-Восточной Азии, а также уяснение студентами основных характеристик отдельных религий на основании анализа источников и усвоения историографии;
  • сделать так, чтобы студенты умели типологизировать цивилизационную принадлежность стран Юго-Восточной Азии на основании их принадлежности к той или иной «ведущей» религии, анализировать роль религиозных и религиозно-этических учений в функционировании общественных институтов, могли учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующих религий;
  • привить понимание у студентов многообразие религий и складывающихся на их основе цивилизаций Юго-Восточной Азии в их взаимодействии и многовариантности;
  • добиться того, чтобы студенты усвоили роль Индии и Китая в заимствовании странами Юго-Восточной Азии их религий и религиозно-этических доктрин;
  • обеспечить понимание студентами противоречивой роли христианских конфессий в приобщении стран Юго-Восточной Азии к глобализирующемуся миру;
  • воспитать у студентов навыки работы с разноплановыми источниками по истории религий и теории религиоведения;
  • выработать у студентов способность к эффективному поиску информации и критике источников;
  • ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировом востоковедении и исторической науке относительно воздействии религий на общество и определении этими обществами их цивилизационной принадлежности.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеть методами по изучению религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в него, а также освоить специфику современных подходов к изучению религиозной проблематики региона Юго-Восточная Азия.
  • Знать основные религиозные конфессии как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Сиама, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Знать основные религиозные конфессии как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Сиама, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по анализу религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по анализу религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Религиозные представления обитателей ЮВА периода Донгшонской культуры.
  • Тема 2. Культ предков – развитая форма анимизма и политеизма в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 1. Буддизм и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 3. Культ Бога-царя как сочетание
  • Тема 2. Конфуцианство и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 4. Индуизм и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 3. Ислам и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 4. Христианство и его распространение в Юго-Восточной Азии.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Экзамен
  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Экзамен
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
  • 2022/2023 2nd module
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-442148

Recommended Additional Bibliography

  • Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996
  • Исаченкова, М. А. (2011). Религии стран Дальнего Востока. Учебная программа для специальности Е1 23 01 03 лингвострановедение. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5E3BE51
  • Опыт введения в буддизм : ранняя буддийская философия : учеб. пособие для вузов, Лысенко, В. Г., 1994