• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Master 2020/2021

Investigative Journalism Toolkit

Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Elective course (International News Production)
Area of studies: Media Communications
Delivered by: Institute of Media
When: 2 year, 3 module
Mode of studies: offline
Instructors: Елагина Александрина Вячеславовна, Oleg Dmitriev
Master’s programme: International News Production
Language: English
ECTS credits: 5
Contact hours: 32

Course Syllabus

Abstract

Курс предназначен для того, чтобы снабдить практикующего или начинающего журналиста концепциями, инструментами и ресурсами журналистских расследований. Программа направлена на повышение эффективности рабочего процесса журналистских исследований, помогая оптимизировать методы расследования и инструменты обучения, которые могут автоматизировать и упростить сложные задачи. Мы вводим классические и новейшие методы с подробными примерами из практики и реальными исследованиями, обеспечивающими практическое обучение.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Понимание, что такое современная расследовательская журналистика.
  • Овладение основными методами расследовательской журналистики.
  • Подготовка расследования в рамках учебного курса.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Понимать, как устроены основные базы данных в России, как искать информацию.
  • Понимать, как устроены основные базы данных в США и Европе, как искать информацию.
  • Понимать, как устроена коррупция на международном уровне.
  • Антропологический подход, системное описание явления.
  • Презентовать собственную концепцию расследования.
  • Понимает разницу между российской практикой раследований и зарубежной (Европа и США).
  • Понимает основные категории коррупционных преступлений, знает как найти информацию и сформулировать гипотезу.
  • Понимает, из чего состоит качественный профайл.
  • Уметь сформулировать гипотезу для журналистского рассследования-исследования.
Course Contents

Course Contents

  • Введение в расследовательскую журналистику.
    Что такое расследования? Отличие российской и зарубежной практик расследований. Основные форматы расследований. Для кого мы пишем расследования? Ценностное обоснование расследования.
  • Логика антикоррупционных расследований.
    Расследование – это нарушение законодательства? Какие законы чаще всего нарушают? Что не является нарушением законов? Российские и зарубежные законы, касающиеся журналистских расследований. Структура расследований: от гипотезы до оформления доказательств.
  • Профайлы. Как написать хороший некролог.
    Что такое жанр «профайл»? Из каких компонентов состоит структура жанра профайл? Старый добрый некролог – в чем схожесть логики некролога и профайла?
  • Расследование-исследование, или почему data может быть одним из доказательств, а не основой текста.
    Расследования, построенные на данных – в чем проблема для читателя? Почему чистая «дата» в нашей стране не работает. Как сделать дата-анализ одним из аргументов?
  • Российские базы данных.
    Алгоритмы работы с Росреестром, Госзакупками, Госзатратами, Судактом, Законопроектами (Госдума), базами частных компаний.
  • Зарубежные базы данных.
    Базы данных в Европе и в США. Алгоритм поиска персоналий в США. Алгоритм поиска информации с базах данных Великобритании. С какими европейскими базами возникнет проблема?
  • Международные коррупционные дела. Отмывание денег.
    Основные международные коррупционные кейсы – OCCRP, Тройка ландромат, дело Danske Bank. Золотые визы. Офшоры - это хорошо или плохо?
  • Расследования о роскошном образе жизни – что вместо?
    Почему формат «опишем роскошный образ жизни» (даже в стыковке с законодательством) в нашей стране не работает. Что вместо? Логика положения, антропологический подход
  • Персональный проект – брейншторм и защита.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Посещение занятий
  • non-blocking Выполнение текущих заданий
  • non-blocking Групповой проект по собственной концепции расследования
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (3 module)
    0.5 * Выполнение текущих заданий + 0.4 * Групповой проект по собственной концепции расследования + 0.1 * Посещение занятий
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Leigh, D. (2019). Investigative Journalism : A Survival Guide. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2247439

Recommended Additional Bibliography

  • Bradshaw, P., & Burgh, H. de. (2008). Investigative Journalism (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=227418