• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Master 2021/2022

Research Seminar "Issues in Contemporary Linguistics"

Area of studies: Linguistics
When: 1 year, 1-4 module
Mode of studies: offline
Open to: students of one campus
Master’s programme: Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Language: English
ECTS credits: 8
Contact hours: 120

Course Syllabus

Abstract

В рамках данного семинара рассматриваются шесть аспектов проблематики текста в разных научно-исследовательских полях: 1) Фонетический аспект речевой коммуникации - особенностью аспекта являются овладение теоретическими основами современной коммуникативной фонетики как базы для профессионального общения, эффективной научно-исследовательской и педагогической деятельности. 2) Английский язык для специальных целей - цель аспекта - формирование коммуникативной компетенции и теоретический базы функциональной стилистики, необходимой для профессиональной и академической деятельности. 3) Ритм как фактор выразительности художественного текста - изучение ритма способствует формированию у студентов комплексного подхода к изучению речевого ритма, анализу психологического восприятия ритма, ибо ритм есть универсальный закон, организующий, как структуру информационной единицы – текста, так и процесс её восприятия получателем. 4) Коммуникативное поведение в англоязычной среде - аспект о формировании межкультурной компетентности, основывается на базовых знаниях традиций целевой культуры, которые неизбежно влияют на навыки коммуникативной культуры, формируя нормы поведения и коммуникативные стратегии. Курс включает в себя элементы, необходимые для эффективного общения, помогает студентам проанализировать причины плохого поведения и обрести уверенность и свободу выбора, столь востребованные в процессе беседы. 5) Проблемы и тенденции развития этносоциопсихолингвистики в глобализированном обществе - данный аспект посвящен актуальным вопросам развития этносоциопсихолингвистики и охватывает такие проблемы и процессы, как новые этничности и этнические сообщества через призму языков и культур, язык как этнический идентификатор, этнолингвистические конфликты; лингвистическая изоляция, мажоритарные и миноритарные языки, лингвистическое разнообразие и лингвистическая политика, социолингвистические факторы развития языка (урбанизация, старение населения, несбалансированное развитие мировых экономик, социально-экономический статус групп); ментальная грамматика и лингвистическая обработка, теория природной грамматики, билингвизм и мультилингвизм с позиции психолингвистики. 6) Лингвокультурологические основы межкультурной коммуникации - в рамках данного аспекта рассматриваются особенности построения коммуникации в межкультурной среде, формируется лингвокультурологическая компетентность.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Ознакомить студентов с теоретическими основами неологии и специфики изучения новой лексики, с учетом различных аспектов (словообразовательного, семантического, лингвокультурологического)
  • Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности с использованием современного и актуального языкового материала (новая лексика английского языка)
  • дать студентам основы базовых лингвокультурологических знаний по теории, методологии и о научных подходах изучения межкультурной коммуникации через призму лингвокультурологии
  • научить студентов анализу лингвокультурологических явлений, значимых для межкультурного общения, с точки зрения основных теоретических и практических вопросов, касающихся эффективного и успешного решения проблем общения на основе лингвокультурологических исследований
  • обучать студентов навыкам межкультурного общения, принимая во внимание основные лингвокультурологические проблемы
  • дать студентам базовые основы профессиональных видов коммуникаций (LSP) - теорию, методологию и научные подходы на LSP
  • научить студентов анализировать явления LSP (ESP) и находить успешное решение проблем
  • обучить студентов навыкам профессионального общения
  • дать комплексную информацию межкультурного характера, касающуюся различий в подходах к общению, а также общую для носителей английского и русского языков
  • систематизировать базовые знания студентов о культурных и коммуникативных традициях
  • выявить причины недопонимания, коренящегося в различиях в менталитете и способах общения
  • устранить «типичные» ошибки в невербальном поведении, возникающие в результате смешения культурных ценностей и коммуникативных норм
  • дать студентам основные понятия, концепты, термины, определения в междисциплинарной области современной этносоциопсихолингвистики
  • дать студентам базовые основы исследования этносоциопсихолингвистических явлений и процессов, основы анализа, методологии и научных междисциплинарных подходов в изучении этносоциопсихолингвистики
  • научить студентов анализировать этнолингвистические, социолингвистические и психолингвистические аспекты развития лингвокультур в условиях глобализированного общества и находить инновационные решения проблем
  • овладеть теоретическими основами современной коммуникативной фонетики как базы для профессионального общения, эффективной научно-исследовательской и педагогической деятельности
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • уметь использовать междисциплинарные методы исследования для анализа данных, фактов и медийных текстов
  • владеть навыками анализа и оценки различных языковых явлений
  • владеть навыками восприятия на слух аутентичной звучащей речи
  • владеть навыками комплексного анализа различных видов устного речевого дискурса
  • владеть навыками научного мышления, а именно построения своей собственной концепции при оценке различных лингвистических явлений
  • владеть навыками речевого общения в различных формах и видах коммуникации
  • выявить лингвокультурологические проблемы межкультурной коммуникации и процесс формирования мировоззрения на практике
  • выявить специфику культурного контекста и его языковые особенности
  • знать основные категории в области сегментной и сверхсегментной фонетики в функциональном аспекте
  • знать основные направления современных исследований звучащей речи
  • знать основные правила фоностилистического варьирования фонетических единиц сегментного и сверхсегментного уровней
  • знать разные подходы к трактовке тех или иных языковых явлений
  • знать современные лингвистические теории российских и зарубежных филологических направлений
  • знать специфику взаимодействия просодических и невербальных средств в процессе порождения и восприятия устного речевого дискурса
  • знать специфику современной языковой ситуации в аспекте региональной и социальной вариативности английского произношения
  • знать философские и лингвистические основы современной стилистики как отрасли науки о языке
  • интерпретировать различия в менталитете проецируя на способы общения
  • использовать лингвокультурологический подход в курсе межкультурного общения
  • использовать междисциплинарные теоретические перспективы для анализа медиатекста в профессиональном контексте
  • критически оценивать случаи (невербального) неправильного поведения в результате смешения культурных ценностей и коммуникативных норм
  • найти информацию (из книг / фильмов и т. д.), касающуюся межкультурных различий, чтобы сделать мини-презентации по одной из рассмотренных тем
  • обсуждать этносоциопсихолингвистические проблемы регионального и глобального развития лингвокультурных сообществ на практике
  • определить основные перспективы в области межкультурной коммуникации на основе лингвокультурологических исследований
  • определить основные перспективы в области профессионального общения
  • определить подходы к общению, общие для носителей английского языка, и объяснить их отличия от общепринятых в России
  • практически применять стратегии, рассмотренные в различных коммуникативных контекстах
  • уметь анализировать и критически оценивать различные практики этносоциопсихолингвистического развития в региональном и глобальном масштабе
  • уметь выявлять ритмические единицы текста на различных сегментных уровнях
  • уметь критически оценивать институциональные и индивидуальные профессиональные навыки общения
  • уметь модифицировать фонетическую реализацию речи в зависимости от экстралингвистической ситуации
  • уметь обсуждать этические проблемы профессионального общения на практике
  • уметь объяснять сущность языковых явлений
  • уметь определить основные проблемы, тенденции и перспективы развития этносоциопсихолингвистики
  • уметь осуществлять критический анализ научной литературы
  • уметь оценивать практики межкультурного общения с точки зрения лингвокультурологического подхода
  • уметь применять алгоритмы анализа интонационной структуры английского высказывания
  • уметь применять знания теоретических положений языкознания в практическом использовании языка
  • уметь систематизировать ритмические явления
Course Contents

Course Contents

  • Аспект 1. Фонетический аспект речевой коммуникации
  • Аспект 2. Английский для специальных целей.
  • Аспект 3. Ритм как фактор выразительности художественного текста
  • Аспект 4. Коммуникативное поведение в англоязычной среде
  • Аспект 5. Проблемы и тенденции развития этносоциопсихолингвистики в глобализированном обществе. Problems and Development Trends of Ethnosociopsycholinguistics in the Globalized Society
  • Аспект 6. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Домашняя работа
    Под домашней работой понимается подготовка сообщений, докладов и т. д.
  • non-blocking презентация научно-исследовательского проекта
    Презентация проектов проводится в форме «круглого стола» с последующим обсуждением, проекты могут быть подготовлены индивидуально или в мини-группах (2-3 человека).
  • non-blocking аудиторная работа
  • non-blocking экзамен
    Итоговый экзамен представляет собой итоговую контрольную работу, выполняемую дома. Собеседование по результатам контрольной работы проводится на платформе https://us04web.zoom.us/ . К экзамену-собеседованию необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене-собеседовании студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.4 * экзамен + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * аудиторная работа + 0.2 * презентация научно-исследовательского проекта
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Irina Rumyantseva. (2018). Фонетика и фонология как два аспекта единой науки о звучании человеческой речи. Психолінгвістика, (23(2)), 203. https://doi.org/10.5281/zenodo.1199220
  • Oksana, K., Oleksandr, K., & Nataliia, I. (2019). Intercultural Communication as a Component of the Formation of Students’ Socio-Cultural Competence in Teaching Foreign Language in Higher Education. National Academy of Managerial Staff of Culture & Arts Herald, (2), 236–239. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=138747200
  • Tribe, J. (2009). Philosophical Issues in Tourism. Bristol, UK: Channel View Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272944
  • Гумовская Галина Николаевна. (n.d.). Функциональный сбой синтаксического ритма как средство актуализации эстетических намерений автора. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ffunktsionalnyy-sboy-sintaksicheskogo-ritma-kak-sredstvo-aktualizatsii-esteticheskih-namereniy-avtora
  • Ершова, Н. (2010). Коммуникативное Поведение И Доминантные Особенности Общения Русских, Британцев И Французов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.66C163B9
  • КУЛИКОВА ЭЛЛА ГЕРМАНОВНА. (2015). Коммуникативное Поведение: Риторический И Паралингвистический Аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CAB5D343

Recommended Additional Bibliography

  • Brankov, J., id_orcid 0000-0003-4032-9030, Petrović, M. D., Radovanović, M., id_orcid 0000-0002-9702-3879, Tretiakova, T. N., & Syromiatnikova, Y. A. (2017). Geography and environment: Analysis of indicators of sustainable development of tourism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CD0594F
  • Hofstede, G. (1984). Cultural Dimensions In Management And Planning. Asia Pacific Journal of Management, 1(2), 81–99. https://doi.org/10.1007/BF01733682
  • А. Barbeau, & А. Барбо. (2016). THE OBSTACLES IN THE ORAL COMPREHENSION IN SPITE OF THE SPEAKING OF THE COMMON LANGUAGE/COMMUNICATION INTERCULTURELLE: LES OBSTACLES A LA COMPREHENSION ORALE MALGRE LA CONNAISSANCE D’UNE LANGUE COMMUNE (fr) ; МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТРУДНОСТИ В ПОНИМАНИИ, НЕСМОТРЯ НА ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E00B7BE3
  • Туранский, И. (2009). Языковая Личность: Тезаурус Или Культура Речи Как Составляющая Культуры Нации (К Уточнению Понятия «Языковая Личность»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A7385F1E