• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Economy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Orlova, Yulia

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой МООС на онлайн-платформе НИУ ВШЭ - https://online.hse.ru/showcase/economy/russian-economy_full_course. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  История экономических учений;  Математическая статистика;  Микроэкономика;  Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются:  дать представления о современном состоянии российской экономики;  сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья..
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
  • Формирование у слушателей понимания комплексности принимаемых решений на уровне государственной политики, необходимости оценки последствий регулирующих воздействий на социально-экономическую систему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая история России
  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения
  • Социальные проблемы и экономический рост
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 1-16
    Оценка за тесты фиксируется по состоянию на последний день, предшествующий началу сессии третьего модуля (то есть тесты должны быть пройдены до начала сессии).
  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 17-32
    Оценка за тесты фиксируется по состоянию на последний день, предшествующий началу сессии третьего модуля (то есть тесты должны быть пройдены до начала сессии).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Оценка за курс = K*БО, где: К – коэффициент результативности итогового тестирования. Итоговое тестирование проводится в онлайн формате на платформе по выбору преподавателя (MS Teams, Google forms, иное). Итоговое тестирование состоит из 10 закрытых вопросов по курсу «Российская экономика», время выполнения – 20 минут. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за итоговое тестирование – 10 баллов. Тестирование не является экзаменом, проводится на последней неделе до начала сессии, пересдача не предусмотрена. К = 1, если оценка за итоговое тестирование 8-10 баллов K = 0.9, если оценка за итоговое тестирование 6-7 баллов К=0.7, если оценка за итоговое тестирование 4-5 баллов К=0.5, если оценка за итоговое тестирование 1-3 балла К=0.4, оценка за итоговое тестирование 0 баллов, в том числе в случае неявки. БО - базовая оценка за курс – оценка за прохождение онлайн-курса «Российская экономика»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Национальная экономика : учебник для вузов, Нуреев, Р. М., 2011