• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "An Investigation into Materials and Techniques of Cultural Heritage Attribution"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» являются:обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры; формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации; формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов; развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы; выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка; получить представление об основных формах антикварной торговли. В результате освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» студент должен: уметь работать с архивами и архивными документами; уметь формулировать исследовательскую проблему; уметь составлять развернутый план исследования; уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы; уметь составлять библиографию по определенной теме; свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов; уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства; получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры
  • формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации
  • формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов
  • развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей)
  • получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка
  • получить представление об основных формах антикварной торговли
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь работать с архивами и архивными документами
  • уметь формулировать исследовательскую проблему
  • уметь составлять развернутый план исследования
  • уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы
  • уметь составлять библиографию по определенной теме
  • свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.1. История и современность архивов России. Виды архивной работы.
    История архивного дела в России. Формирование архивной системы. Архивный фонд РФ. Система государственных архивов РФ. Федеральные архивы. Региональные архивы. Отраслевые и ведомственные архивы. Архив Академии наук. Рукописные отделы библиотек и музеев. Основные задачи архива: комплектование; учет и обеспечение сохранности документов; создание научно-справочного аппарата; использование хранящихся в архиве документов. Понятия «архивный фонд», «фондобразователь», «единица хранения», «дело». Виды архивных фондов. Архивные шифры. Архивная эвристика. Архивные справочники и поисковые системы архивной информации. Правила работы с архивными документами.
  • Ч.1. Основные тенденции и развивающиеся секторы современного арт-рынка.
    Расширение географии антикварной торговли, появление новых рынков: Китай – крупнейший рынок с 2011 года и Индия. Глобализация арт-рынка: международные ярмарки (TEFAF в Маастрихте, BRAFA в Брюсселе, Арт Базель, Фриз в Лондоне), фестивали и биеннале современного искусства. Возникновение транснациональных галерей (галерея Лари Гагосяна). Основные клиенты арт-рынка: банки, страховые компании, коллекционеры, художественные фонды, музеи современного искусства. Роль галериста – художественного консультанта в формировании вкуса покупателей. Специфика рынка старых мастеров и современного искусства (первичный и вторичный рынок современного искусства). Антикварный рынок Москвы. Магистры готовят презентации, представляющие разнообразные формы антикварной торговли в Москве, а также презентации, посвященные значимым событиям международного арт-рынка. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов и проблем, связанных с современными тенденциями арт-рынка.
  • Ч.1. Личные архивные фонды. Архив художника.
    Личные архивные фонды и их особенности. Мемориальные и персональные фонды, комплексы документов лица, семьи, рода. Состав личных архивных фондов в архивохранилищах Российской Федерации: личные фонды ученых, государственных деятелей, писателей, театральных деятелей, музыкантов; дворянские семейные фонды, именные фонды военачальников и др. Разобщенность и разбросанность документальных материалов одного лица по разным архивным фондам архивов и библиотек. Особенности документов личного происхождения (отсутствие закономерности размещения информации, многоаспектное содержание, личностный характер, отрывочность, отсутствие полной атрибуции.
  • Ч.1. Традиция знаточества в Европе и России (XVIII- XX вв.). Знаточество как одно из направлений в классическом искусствознании. Роль антикварного рынка в развитии истории искусства в XX веке.
    Во время семинаров студенты обсуждают монографии из предложенного списка, а также участвуют в дискуссиях. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов, связанных с изучением традиции знаточества.
  • Ч.1. Принципы каталожного описания. Типы каталогов. Значение атрибуции, описания техники, происхождения памятника при составлении каталогов музейных собраний, аукционов и выставок.
    Во время семинаров студенты учатся делать каталожные описания памятников материальной культуры, анализируют каталоги коллекций российских музеев. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов каталогизации музейных памятников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой описание архивных источников, которые будут использованы для написания курсовой работы.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой рецензию, посвященную одной из выставок в московских/санкт-петербургских музеях.
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Экзамен (1 модуль)
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Проходит в форме предзащиты курсовых работ в соответствии с установленным графиком работы над КР.. Студент должен представить презентацию по теме курсовой работы, которая включает анализ историографии и источников и структуру работы, а также распечатанный текст, составляющий не менее половины КР. Во время предзащиты студенты магистратуры отвечают на вопросы руководителя НИС и членов комиссии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Экзамен (1 модуль) + 0.5 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.2 * Устный доклад + 0.3 * Экзамен (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c