• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Foundations of Existential Analysis and Logotherapy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Основы экзистенциального анализа и логотерапии» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится к специальным дисциплинам и представляет собой базовый вводный курс в программу подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1) знать основные теории личности зарубежной и отечественной психологии; 2) знать теоретические и практические основы психологического консультирования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Онтология личности»; «Аксиология личности»; «Психология аутентичности»; «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучения дисциплины состоит в усвоении понятийного аппарата и теоретических оснований структурной модели современного экзистенциального анализа – концепции четырех фундаментальных мотиваций как этапов актуализации личностного бытия человека, а также в инициировании процесса самопознания и личностного развития посредством обращения к глубинному персональному опыту.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает место и роль самопознания в процессе подготовки психолога-консультанта.
  • Знает основные правила самопознания и его критерии.
  • Знает и понимает основные положения и термины теории экзистенциального анализа и логотерапии.
  • Понимает соотношение ЭА и ЛТ с методической и тематической точек зрения.
  • Знает и понимает трехмерную модель человека В. Франкла
  • Знает базовые содержания каждой фундаментальной мотивации
  • Понимает содержание переживания «Я могу»
  • Понимает и определяет копинговые реакции 1-й ФМ
  • Понимает и различает подходы к изучению мотивации в ЭА и других направлениях психотерапии
  • Понимает и определяет место экзистенциального анализа среди других психотерапевтических и консультативных направлений.
  • Понимает содержание категорий «выдержать» и «принять» как персональных активностей 1-й ФМ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование образовательной группы
    Знакомство и установление контакта. Ожидания, связанные с получением образования в области экзистенциальной психотерапии. Проблемы и трудности, с которыми можно столкнуться в образовательном процессе. Встреча – процесс экзистенциальной коммуникации участников образовательной группы. Темы, создающие пространство для Встречи. Эффект группового резонанса.
  • Значение самопознания для образования в области психологического консультирования и психотерапии
    Самопознание как соотнесение с самим собой и рефлексия осуществления экзистенции. Типичные страхи перед самопознанием. Правила самопознания в группе: конфиденциальность в отношении третьих лиц, установка на понимание, уважение границ, актуализация личного опыта, ответственность каждого участника за процессы самопознания в группе. Методическое построение самопознания, его уровни и основные вопросы. Результаты, ожидаемые от самопознания для личной жизни и психотерапевтической практики. Критерии успешного самопознания при изучении базового курса экзистенциального анализа.
  • Введение в экзистенциальный анализ и логотерапию
    История развития экзистенциального анализа и логотерапии. Основные теоретические положения экзистенциального анализа и логотерапии: философские основания, базовые понятия, общедоступное, процессуально-ориентированное и обобщенно-теоретическое определения. Диалогические отношения с миром и самим собой. Внутреннее согласие как основное условие исполненной экзистенции и цель экзистенциально-аналитической терапии. Феноменология внутреннего согласия. Самоотдача и «отданность». Соотношение экзистенциального анализа и логотерапии с методической и тематической точек зрения. Показания для экзистенциального анализа и логотерапии, консультативный и психотерапевтический модусы применения.
  • Экзистенциальный анализ как направление психотерапии
    Место экзистенциальной психотерапии среди других психотерапевтических направлений. Сходство и отличия экзистенциальной терапии от других психотерапевтических направлений гуманитарной парадигмы: клиентоцентрированной психотерапии К. Роджерса, гештальттерапии и психодрамы. Школы экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальная терапия как интегральная модель психотерапии.
  • Системная антропология экзистенциального анализа
    Сущность человека как диалогическая соотнесенность с «иным». Экзистенциальная «заброшенность» человека. Трехмерная модель человека В. Франкла. Телесное, психическое и духовное измерения (виды бытия) человека. Разнонаправленность мотивационной динамики измерений. Психофизический параллелизм и психоноэтический антагонизм. Самодистанцирование, самотрансценденция. Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни.
  • Введение в экзистенциально-аналитическую теорию мотивации
    Общепсихологическое представление о мотивации. Мотивация – основа понимания человека в психологическом консультировании и психотерапии. Концепции мотивации различных психо-терапевтических школ. Экзистенциально-аналитическое понимание психических и духовных мотивов. Психодинамика и ноодинамика: функциональные отличия и отличия на уровне переживаний. Человек – чудо совместного бытия природы и духа.
  • Концепция четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций
    Фундаментальные мотивации как предпосылки для осуществления экзистенции. 1-я ФМ – мотивация к тому, чтобы выдержать и принять фактические условия бытия в мире. 2-я ФМ – мотивация к восприятию ценностей как духовных ориентиров бытия и к переживанию собственного бытия как ценности. 3-я ФМ – мотивация к аутентичности и справедливости. 4-я ФМ – мотивация к поиску смысла. Распознавание содержаний фундаментальных экзистенциальных мотиваций в практике самопознания, консультирования и психотерапии. Основы коррекции нарушений в реализации фундаментальных мотиваций.
  • Переживание «Я могу» как основа экзистенции
    Переживания «Я–есть» и «Я могу» как базис для любой мотивации. «Я могу» как пра-форма человеческого Бытия-в-мире. Внутренняя (персональная) доля мотивации: сила и способности. Внешняя (ситуативная) доля мотивации: конкретные условия данностей мира. Мир как пространство возможностей. «Я могу» как пространство свободы. Блокада мотивации. Неуверенность и страх перед неудачей как распространенные причины блокады мотивации.
  • Копинговые реакции 1-й фундаментальной экзистенциальной мотивации (ФМ)
    Психодинамические копинговые (защитные) реакции как ситуативные механизмы преодоления ситуаций неуверенности и страха. Польза и опасность копинговых реакций. Общая схема копинговых реакций: основное движение, парадоксальное движение (активизм), агрессия, рефлекс мнимой смерти. Копинговые реакции, вызванные чувством «Я не могу быть здесь»: бегство как основное движение; сопротивление и борьба как парадоксальное движение; деструктивная ненависть как форма агрессии 1-й ФМ, паралич и оцепенение как рефлексы мнимой смерти. Значимость и опасность агрессии. Шаги персонального обхождения с агрессией.
  • Основная духовная деятельность 1-й ФМ: выдержать и принять условия и возможности бытия
    Восприятие конкретных условий и возможностей реальности. Выдержать условия, которые ставит мне мир: иметь силы нести то, что невозможно изменить (трудное, таящее опасность, неизлечимое, посланное судьбой). Согласование внешних условий с собственным «Я»: переживание принятия факта собственного бытия. Принятие как онтологическая акцептация. Воздействие принятия реальности на собственное бытие. Парадоксальность принятия. Трудности, возникающие в связи с выдерживанием и принятием. Персональные последствия не-принятия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Реферат
    Объем: 30-40 тыс. знаков (примерно 15-20 страниц). Требования к оформлению представлены в методических материалах.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066
  • Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер Л., Хомика В., 1999
  • Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: Научно-популярное / Франкл В. - М.:ЛИБРОКОМ, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-542-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002588
  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас Р., 2002
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл Л., Зиглер Д., 2002