• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Expressive Arts Therapy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Асенсио Мартинес Элена Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Основы клиент-центрированной психотерапии», «Человекоцентрированный подход в социальной сфере». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Гуманистическая групповая психотерапия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • повышение уровня компетентности специалистов, работающих в области практической психологии
  • развитие человекоцентрированного подхода как современного научного направления, основанного на междисциплинарных исследованиях
  • овладение методами и приемами психологической консультационной и психотерапевтической работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные вехи становления экспрессивной психотерапии
  • Различает импрессивный и экспрессивный аспекты искусства. Различает акценты на продукт и процесс художественного творчества. Владеет понятием фасилитации творчества
  • Понимает основные линии эволюции экспрессивной психотерапии на базе клиентоцентрированной психотерапии К. Роджерса.
  • Знаком со спектром языков экспрессии человека. Понимает суть понятия «творческая связь»
  • Различает арт-терапию и экспрессивную терапию
  • Знает основные установки экспрессивного терапевта в общении с клиентом.
  • Владеет конкретными вариантами методик экспрессивной позы и экспрессивного движения.
  • Владеет методиками экспрессивного рисунка и экспрессивного коллажа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2
    Импрессивное и экспрессивное искусство. Импрессивная и экспрессивная психотерапия. Две функции (доминанты) искусства. Акцент на продукт художественного творчества. Акцент на процесс художественного творчества. Оценивание как психологической блокирование художественной экспрессии. Обучение и оценивание. Судьба художественного творчества в онтогенезе. Запреты на творчество. Психотерапия как восстановление утраченного. Психотерапия как Фасилитация творчества. Психологическая безопасность и творчество. Экспрессия внутренних содержаний клиента в психотерапии.
  • Тема 3
    Эволюция клиентоцентрированной психотерапии. Психотерапия и творчество. Психологические условия реализации творческого потенциала. Развитие исходных принципов человекоцентрированного консультирования: безусловное позитивное принятие: акцент не на продукте, но на процессе; эмпатическое понимание: отсутствие интерпретаций (самоинтерпретации “Что это для Вас означает?...”; “Что это Вам говорит?...”) контекстуальное понимание, сверки как средство для самопонимания, психологическая дистанция психотерапевта, отсутствие собственного эмоционального вовлечения; конгруэнтность: открытость как стиль жизни, открытость глубоких чувств, идея тотальной конгруэнтности. Расширение клиентуры: легко говорящая (высокий IQ) и говорящая с трудом (депрессивные состояния) клиентура; как и у К.Роджерса тенденция к преобразованию психотерапии в психопрактику (акцентирование роли творчества в жизни).
  • Тема 4
    Основные языки экспрессивной психотерапии. Взаимодействие экспрессивных искусств в психотерапевтическом опыте. Понятие творческой связи. Экстенсивная парадигма развития клиентоцентрированной психотерапии. Многообразие языков самовыражения (поза, движение, рисунок, лепка, коллаж, драматизация, коллективная мандала. Кумулятивный психотерапевтический эффект экспрессивных искусств. Язык тела и образы воображения (от изображения к позе, движению, звуку). Понятие творческой связи как отражение: 1) усиливающегося взаимодействия экспрессивных искусств как языков самовыражения, 2) движения экспрессивной практики к внутреннему ядру (сущности или правде) человека, 3) обретения внутренней связи со всеми живыми существами.
  • Тема 5
    Специфика экспрессивной психотерапии. Экспрессивная и арт-терапия. Арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, интермодальная и экспрессивная терапия, человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Интерпретация Творческих продуктов и фасилитация творчества в целях самоисследования.
  • Тема 1
    Научная биография Н.Роджерс. История возникновения клиентоцентрированной психотерапии на основе экспрессивных искусств. Личная и научная биография Н.Роджерс (1928-): образование, работа под руководством А.Маслоу, кризис середины жизни: депрессия; развод, переезд в Калифорнию (1974), экспериментирование (“Возникающая женщина. Десятилетие кризиса середины жизни”, 1980); работа в группах встреч в США, Франции, Италии, Мексике, Японии; опыт командной работы, принятия; интерес к использованию невербальных каналов коммуникации, использование экспрессивных искусств в индивидуальной и групповой терапии, трехлетняя программа в Норвегии (1982-84 гг.), организация Института (PCETI) (1985 г.), Книга “Творческая связь: экспрессивное искусство как исцеление”, 1993. Установки и методы работы К.Роджерса, послужившие основаниями экспрессивной психотерапии.
  • Тема 6
    Профессиональное кредо экспрессивного психотерапевта. Профессиональное кредо Н.Роджерс. Осознание, присутствие, ответственность, свобода, уважение, поддержка, вызов, обратная связь, сверка пониманий, границы, открытость, самокритичность
  • Тема 7
    Варианты экспрессивных терапевтических методик: поза и движение. Методика экспрессивной позы: самопрезентация. Методика экспрессивного движения: настроение.
  • Тема 8
    Варианты экспрессивных терапевтических методик: рисунок и коллаж. Методика экспрессивного рисунка: моя проблема. Методика экспрессивного коллажа: моя жизнь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Экзамен
    Оценка за экзамен является блокирующей. При сдаче экзамена на оценку «неудовлетворительно» (1,2,3) эта оценка проставляется в ведомость как результирующая по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Посещение + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Эксперимент и Инновации в Школе, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15439274