• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Psychology of Personality

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также студентов-психологов, не знакомых с персонологичеким форматом психологии личности. Дисциплина направлена на освоение классических теорий личности в современных персонологических моделях
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями изучения дисциплины «Современная психология личности» являются: • формирование и развитие у студентов базовых академических знаний в области психологии личности • развитие у студентов способности понимания академических текстов по психологии личности • теоретическое освоение студентами базовых концепций различных направлений и научных школ психологии личности • развитие представлений у студентов о современном развитии классических теорий личности и их применении в современной практике • развитие у студентов понимания практической значимости рассматриваемых теорий и потенциалов для построения новых консультативных практик • развитие у студентов базовых навыков психологического понимания и интерпретации жизненной реальности через осваиваемые модели личности. В результате освоения дисциплины студент должен: - Знать историю развития зарубежной и отечественной психологии личности; основные подходы и научные школы психологии личности; обладать эвристичной системой психологического знания о личности; владеть категориальным аппаратом психологии личности; - Уметь самостоятельно осваивать новое академическое знание; анализировать, сравнивать, оценивать теории личности; подбирать релевантные психологические теории для анализа феноменов жизни личности; понимать методологические, общепсихологические, историко-психологические и конкретно-научные основы психологии личности; - Иметь базовые навыки написания академических текстов по психологии; презентации теоретических обзоров; применения полученного психологического знания в анализе текстов и образов культуры и в практике жизни – познании и самопознании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы познания личности
  • Знает основные критерии сравнения и синтеза теорий личности, знает основные парадигмы познания личности, владеет категориальным аппаратом психологии личности, умеет сопоставлять теории личности, понимает ведущие теоретические и методологические различия в подходах к изучению личности
  • Знает основные модели глубинной психологии
  • Знает основные модели экзистенциальной психологии
  • Знает основные положения гуманистической психологии
  • Понимает концепции субъектно-деятельностного подхода. Понимает общий контекст отечественных исследований личности
  • Понимает методологический смысл развития персонологии и ее моделей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология познания личности
    Методологические принципы отечественной психологии. Принцип психофизического единства. Принцип единства знания и переживания. Принцип детерминизма, история его разработки и современное состояние. Принцип развития, реализация этого принципа при изучении развития психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение развития психики и развития личности. Принцип единства сознания и деятельности в психологии в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Принцип системности в психологии. Основные этапы и методы научного психологического исследования. Сравнительная характеристика и классификация методов психологического исследования, их отличительные особенности, преимущества и ограничения. Качественные методы в психологии.
  • Основы психологии личности
    Роль категории «личность» в психологии. Культурогенез идей о личности. Единство определений человека в качестве индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Психологические определения личности. Базовые категории психологии личности: личность, «Я», сознание, бессознательное, деятельность, рефлексия, отношение, смысл, жизнь. Самосознание личности. Я-образ и Я-концепция личности. Проблема «Я» и «Другого». Развитие личности в онтогенезе. Психологическая структура личности. Детерминация и самодетерминация личности. Психологические свойства личности: темперамент, характер, способности. Акцентуации характера. Способности: определение и основные психологические подходы. Задатки, склонности, способности, одаренность, талант. Познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, мышление, память, образная репрезентация. Потребности и мотивы личности. Эмоциональная сфера личности: эмоции, аффекты, переживания, чувства. Волевые качества личности. Деятельность, действие, поступок, личность как субъект деятельности. Внутренний мир личности. Текст как речевое событие личности. Виды и причины кризисов личности. Структура, критерии сравнения и оценки теорий личности.
  • Глубинная психология и направления ее развития
    Основные категории психодинамической теории личности: сознание, предсознательное, бессознательное, система восприятия, базовые влечения. Структурная и топографическая модели личности. Периодизация психосексуального развития личности. Развитие Эго в онтогенезе личности. Происхождение Сверх-Я. Феномены вытеснения, забывания, ошибочных действий, комплексов, защит, сновидений, фантазий. Категории конфликта и невроза в психоанализе. Психотерапевтический метод З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоанализа в теориях Э. Фромма и К. Хорни. Типологии личности Э. Фромма. Практическое применение психодинамических моделей личности. Основные категории и идеи аналитической психологии личности К.Г. Юнга. Культурные источники учения К.Г. Юнга. Специфика юнгианского понимания бессознательного, либидо. Понятия архетипа и символа. Характеристика и основные принципы динамики психологических типов К.Г. Юнга. Идея индивидуации личности. Практическое применение моделей аналитической психологии: в практике жизни, психологическом консультировании, самопознании. Основные понятия транзактного анализа Э. Берна: эго-состояние, транзакция, игра, сценарий жизни. Функциональное значение игр. Происхождение и преодоление сценариев. Принципы и методы психотерапии в транзактной парадигме. Жизнь личности за пределами игр: сознавание, спонтанность, близость.
  • Экзистенциальная психология
    Философские основания экзистенциальной психологии: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Шелер, М. Бубер. Специфика соотношения категорий сущности и существования в онтоцентрическом и антропоцентрическом направлениях экзистенциальной психологии. Базовые категории экзистенциальной психологии: мир, Dasein, смысл, ценность, Другой, аутентичность, подлинная жизнь, отношение, свобода, ответственность. Положение Третьей Венской школы психологии в системе экзистенциальных теорий личности. История становления логотерапии В. Франкла. Основные положения логотерапии. Понятие «воли к смыслу». Поиск смысла и самопознание личности. Понятие Person.
  • Гуманистическая психология
    История развития гуманистической психологии. Основные принципы и идеи гуманистической психологии. Гуманистическая теория личности К. Роджерса. Источники, условия, закономерности становления личности. Понятие «конгруэнтности». Полноценно функционирующая личность. Основные положения клиент-центрированной терапии. Структура потребностей А. Маслоу. Понятие личностного потенциала. Основные допущения о природе человека. Характеристики самоактуализирующейся личности. Пиковые переживания.
  • Отечественная психология личности
    История развития категории «личность» в отечественной психологии. Базовые категории и идеи в концепции С.Л. Рубинштейна: личность, субъект жизни, Я и Другой, бытие-в-мире, рефлексия, деятельность и поступок, сознание и самосознание, жизненные отношения личности, жизненный путь. Базовые категории и идеи в концепции А.Н. Леонтьева: личность, общество, сознание и самосознание, деятельность и мотивация личности, смыслы и отношения личности. Идеи Л.С. Выготского: активность личности, опосредование психических свойств, интериоризация социальных отношений, бытие «в-себе», «для-других» и «для-себя». Проблема познания личности и ее жизненного пути в теории Б.Г. Ананьева. Интегральная теория индивидуальности В.С. Мерлина. Концепция отношений личности В.Н. Мясищева. Базовые категории и идеи в концепции К.А. Абульхановой: личность как субъект жизни, жизненные способности личности, время жизни, стратегия жизни. Концепция «мира внутренней жизни» В.Д. Шадрикова. Теория «мультисубъектности личности» В.А. Петровского. Концепция жизненных отношений Е.Б. Старовойтенко. Тенденции развития современной персонологии: междисциплинарный подход, синтез существующих теорий личности, операционализация теоретического знания, теоретико-методологическое и эмпирическое моделирование, разработка синтетических моделей психологического консультирования и психотерапии.
  • «Персонологический поворот» в психологии личности
    Персонология как методология междисциплинарного синтеза. Интегральные парадигмы познания личности. Персонологическое моделирование. Назначение персонологических моделей. Новизна, теоретическая значимость, эвристическая ценность и практико-ориентированность персонологических моделей. Примеры интегральных персонологических моделей. Применение персонологических моделей в практике жизни, познания, самопознания, консультирования и психотерапии личности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Пренезнтации на семинарских занятиях
  • блокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Посещение + 0.3 * Пренезнтации на семинарских занятиях + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг К. Г., Лейбин В. М., 2001
  • Культурная психология личности : монография, Старовойтенко Е. Б., 2007
  • Новые рубежи человеческой природы: Научное / Маслоу А.Г., Балл Г.А., Попогребский А.П., - 2-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 496 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-91671-116-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915444
  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 713 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055287
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл Л., Зиглер Д., 2002
  • Теории личности: сравнительный анализ, Мадди С. Р., Авидона И. Ю., 2002
  • Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вундт В. - Введение в психологию - Издательство "Лань" - 2014 - 165с. - ISBN: 978-5-507-37915-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46366