• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods and Techniques of Existential Analytical Psychotherapy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциального анализа и логотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности», «Психология аутентичности», «Психология поиска смысла».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными организационными аспектами психотерапевтической помощи
  • Рассмотрение: содержательных и процессуальных отличий между разными видами психотерапевтической помощи – консультированием, терапией, сопровождением и коучингом; действенные факторы психотерапии; научные исследования, посвященные изучению эффективности психотерапии; вопросы прогнозирования успешности психотерапевтической помощи
  • Изучение вопросов построения консультативного и терапевтического сеттинга, структурные и содержательные элементы психотерапевтического сеанса, проблема сопротивления пациента, феномены переноса и контрпереноса
  • Дисциплина студентов с экзистенциально-аналитическим подходом к пониманию причины психопатологии как неспособности человека проживать свое личностное начало
  • Рассматриваются различные формы экзистенциальных психопатологий: патологическая психическая реакция, невроз, личностное расстройство, психоз
  • Обосновывается структурный подход к описанию психопатологии в соответствии с фундаментальными экзистенциальными мотивациями: феноменология страха как утраты чувства опоры, здоровый и болезненный страх; феноменология депрессии как потери способности чувствовать ценности, реактивная, психогенная и эндогенная депрессии; феноменология истерии как неспособность быть самим собой; картина нарциссизма, пограничного личностного расстройства и паранойи; феноменология зависимостей как нарушение воли и отсутствие смысла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности отношений в консультировании и психотерапии
  • Понимать рамок и правовое регулирование консультативных и психотерапевтических отношений
  • Знание этапов психотерапевтической сессии
  • Освоение понятий и основные этапы работы с этими феноменами
  • Знание специфических и неспецифических действенных факторов консультирования и психотерапии, а также содержательных и процессуальных элементов.
  • Определение психического здоровья, разницы между нормой и патологией, нозологическая диагностика.
  • Умение работать со страхом, паническими атаками.
  • Знание элементов и особенностей психотерапии и профилактики депрессии
  • Знание методов и особенностей психотерапии истерических расстройств.
  • Знание методов и особенностей психотерапии психосоматических расстройств, зависимостей, сексуальных расстройств, психозов..
  • Понимание целей, задач и содержания психологического консультирования и психотерапии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Консультативные и терапевтические отношения
    Содержание, цель и задачи психологического консультирования. Совет и интерпретация в психологическом консультировании: позитивные и негативные аспекты. Содержание, цель и задачи психотерапии. Психологическое сопровождение в экзистенциальном анализе: показания, консультативные и терапевтические аспекты. Коучинг: содержание и задачи. Различие в функциях психолога-консультанта и психотерапевта. Специфические и неспецифические элементы консультирования и психотерапии.
  • Сеттинг
    Формы отношений между людьми, выделяемые в экзистенциальном анализе. Отношение и Встреча. Особенности Встречи в психологическом консультировании и психотерапии. Влюбленность и терапевтические отношения: обхождение с влюбленностью пациента. Симбиотические отношения. Злоупотребление отношениями. Критерии хороших отношений. Профессиональная консультативная и психотерапевтическая деятельность и частная жизнь специалиста. Отношения консультант – клиент и психотерапевт – пациент: общее и отличное. Передача клиента из консультирования в психотерапию.
  • Структурные элементы психотерапевтической сессии
    Установление отношений: деловой, эмоциональный и личностный уровни. Начало беседы при первой встрече. Фокусирование проблемы. Сбор анамнеза: основные аспекты. Диагноз: первичный, симптоматический, процессуальный, характерологический, социальный. Заключительный диагноз. Проблема сообщения диагноза пациенту. Прогноз: сообщение пациенту о возможной продолжительности терапии. Построение беседы при последующих встречах: начало, точка привязки, вход в терапию. Терапевтическая установка. Критерии достижения цели консультирования и психотерапии.
  • Сопротивление, защита, вытеснение, перенос, контрперенос
    Понятия сопротивление, защита, вытеснение. Сопротивление в связи с темой терапии и в связи с ожиданиями пациента. Распознавание феноменов защиты и сопротивления. Этапы проработки сопротивления. Перенос как общепсихологический феномен. Понимание и преодоление переноса в психоанализе. Понимание переноса в экзистенциальном анализе. Дифференциация переноса и феноменологического восприятия. Распознавание переноса и его обработка. Феномен контрпереноса. Обработка контрпереноса в экзистенциальном анализе. Значение переноса и контрпереноса в экзистенциально-аналитической психотерапии.
  • Экзистенциальная психотерапия истерических расстройств.
    Феноменология истерии. Истерические тенденции у здорового человека. Истерические реакции, истерический невроз, истерическое личностное расстройство. Психопатогенез, психодинамика и экзистенциальная динамика истерии. Сеттинг, структура и рамки психотерапии истерии. Элементы психотерапии истерии: принятие пациента всерьез, обработка актуальных проблем и конфликтов, упражнения на выдерживание неприятных эмоций и развитие способности быть одному, индукция образа я и самооценки. Терапевтическое обхождение с истерической (пара)суицидальностью.
  • Действенные факторы экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии
    Центральные действенные факторы в различных направлениях психотерапии. Специфические и неспецифические действенные факторы. Прогнозирование успеха психотерапии. Содержательные и процессуальные элементы экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Диалог как центральный действенный фактор экзистенциально-аналитической психотерапии: диалог с миром, диалог с другим человеком во Встрече, внутренний диалог.
  • Понимание психических нарушений в современном экзистенциальном анализе
    Определение психического здоровья. Дифференциация норма – патология. Феноменологическое описание сущности психических расстройств. Диагноз как обобщение отдельных симптомов. Структурные элементы диагностики психических нарушений в экзистенциальном анализе: антропологические, этиологические, процессуальные, нозологические. Нозологическая диагностика: психическая реакция, невроз, личностное расстройство, психоз. Причины возникновения и основные признаки нарушений личности. Виды нарушений личности. Основные сферы нарушений при психозах. Критерии бреда.
  • Экзистенциальная психотерапия тревожных расстройств
    Биологические, психологические и социальные причины страха. Место страха в экзистенции. Формы проявления страха: боязнь, испуг, ужас, шок, паника. Различие между здоровым и болезненным страхом. Навязчивые состояния и панические атаки. Тревожное личностное расстройство. Методы терапии страха: парадоксальная интенция, дерефлексия, метод нахождения персональной позиции. Методика «врата смерти».
  • Экзистенциальная психотерапия депрессий
    Феноменология депрессии как утрата способности переживать ценность жизни. Реактивная, психогенная и эндогенная депрессии. Депрессия и меланхолия: сходство и отличия. Депрессивное личностное расстройство. Мания. Когнитивный стиль при депрессии. Элементы психотерапии депрессии: терапевтические отношения, обращение к настоящему, работа над когнитивным стилем и атрибуцией, проработка чувства вины и конкретизация ответственности, упражнения в переживании ценностей. Особенности психотерапии эндогенной депрессии. Профилактика депрессии.
  • Экзистенциальная психотерапия ряда конкретных нозологических форм
    Феноменология, особенности отношений терапевт-пациент и основные элементы психотерапии пограничного, нарциссического и диссоциального личностных расстройств. Феноменология и основные элементы экзистенциальной психотерапии психосоматических расстройств, зависимостей (на примере булимии и анорексии), сексуальных дисфункций, проблем в партнерских отношениях и психозов.
  • Психологическое консультирование и психотерапия: общее и отличное
    Содержание, цель и задачи психологического консультирования. Совет и интерпретация в психологическом консультировании: позитивные и негативные аспекты. Содержание, цель и задачи психотерапии. Психологическое сопровождение в экзистенциальном анализе: показания, консультативные и терапевтические аспекты. Коучинг: содержание и задачи. Различие в функциях психолога-консультанта и психотерапевта. Специфические и неспецифические элементы консультирования и психотерапии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Ответ на каждый из вопросов дается студентом в письменной форме и оценивается по 4-х бальной шкале. Критериями оценки являются правильность и полнота ответов. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: Научно-популярное / Франкл В. - М.:ЛИБРОКОМ, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-542-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002588
  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-06414-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-442025
  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066
  • Психотерапевтические группы: теория и практика : учеб. пособие, Кочюнас, Р., 2000
  • Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство психологического консультирования : как давать и обретать душевное здоровье, Мэй, Р., 2002
  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002
  • Психотерапия : теория и практика: учеб. пособие для вузов, Соколова, Е. Т., 2002