• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Transactional Analysis

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Образовательной программой по направлению подготовки специальности 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра набора 2017/2018 уч. года.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание предмета, структуры, методов, перспектив развития современного транзактного анализа; овладение современными тразактноаналитическими категориями; освоение современных техник транзактного анализа; применение полученных знаний в научно-исследовательской деятельности при подготовке и написании магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в основных категориях современного ТА.
  • Знает историю происхождения идеи «личностных адаптаций», различает подходы Т.Калера и В.Вара, знает диагностические признаки адаптаций, может «озвучить», а также мимически с помощью жестов показать, как выглядят личностные адаптации, распознает их в наблюдении за поведением других людей.
  • Оваивает многообразные техники (на стульях, речевые инструменты) деконтаминации и «распутывания».
  • Умеет применять модель P. Clarkson (12 этапов работы) и современный план (4 этапа) работы по M. Novellino, C. Moiso.
  • Знает как «справляться» с тупиками разных степеней, опираясь на работы и техники классиков ТА.
  • Знает разнообразные подходы к пониманию переноса и контрпереноса, историю происхождения, техники работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Диагностические категории в современном транзактном анализе
    Общее представление о содержании диагностических категорий в современном транзактном анализе: жизненная позиция (Ок- не ОК); сценарные драйверы («Будь совершенным»; «Ра-дуй других»; «Старайся/пытайся»; «Торопись»; «Будь сильным»); виды сценариев по процессу (process script) («Всегда», «Никогда», «Пока нет», «После», «Опять и опять» (Почти) «Открытый конец»); структура поглаживаний (какого типа поглаживания клиент дает, какого типа принима-ет, от каких отказывается); используемые рэкетные чувства; эгограмма, вторичные выгоды; контаминации (наиболее яркие контаминации, связанные с представленной клиентом проблемой, типичные предрассудки, проявляемые с представленной проблемой (Родительская контамина-ция), типичные иллюзии, проявляемые с представленной проблемой (Детская контаминация); ис-ключенные эго-состояния; психологические игры (предпочитаемые позиции в играх (по тре-угольнику Карпмана), переключения позиций), ранние решения; сценарные запреты (12 запре-тов, по Гулдингам); контрактный метод в современном транзактном анализе.
  • Тема 2. Концепции личностных адаптаций и процесса коммуникации в современном ТА.
    Представления о личностных адаптациях в процессе коммуникации Paul Ware. Дополнения в модель адаптаций, внесенные Taibi Kahler. Изменения названий для адаптаций Vann Joines. Диагостика адаптаций (Обсессивно-компульсивная, Шизоидная, Пассивно-агрессивная, Истеро-идная, Параноидная, Антисоциальная). Представления о «дверях» терапии (мысли, чувства, дей-ствия). Распознавание открытой «двери» в коммуникации, двери «цели» и «закрытой» двери. Принципы и методы работы с клиентами различной адаптации.
  • Тема 3. Техники деконтаминации в классическом и современном транзактном анализе.
    Представления о контаминации как ошибочном восприятии Детского или Родительско-го эго-состояний в качестве Взрослого эго-состояния. Техники работы с «засорённым» состоя-нием Взрослого, иллюзиями Ребенка или предрассудками Родителя. Техники работы с иррацио-нальными верованиями (предрассудками и иллюзиями) в понятиях и традиции транзактного ана-лиза: техника работы со стульями, техника работы с воображением, когнитивные техники работы с предрассудками и иллюзиями, техники работы с метафорическими ассоциативными картами.
  • Тема 4. Последовательность терапии (лечебный план)
    Транзактно-аналитический подход к лечебному плану. Общее представление о плане рабо-ты с клиентами. Общее представление о динамике психотерапевтического процесса и его этапов. Представления об этапах работы в ранних и поздних работах Э. Берна. План лечения, по P. Clark-son (12 этапов работы). Современный план (4 этапа) работы по M. Novellino, C. Moiso.
  • Тема 5. Школа перерешения Robert and Mary Goulding и Ken Mellor. Работа с тупиками 1, 2 и 3 степени.
    Концепция Э. Берна и Robert and Mary Goulding о ранних решениях. Понятие «психологи-ческий тупик»; 3 степени психологических тупиков. Концепция Ken Mellor в определении и ра-боте с тупиками. Общее представление о механизмах и последствиях психологических тупиков. Психологическое консультирование и психотерапия при работе с клиентами с различными типами тупиков. Особенности транзактно-аналитического подхода к работе с перерешениями. Техники работы с тупиками и перерешениями: техника работы со стульями, техника работы с воображе-нием, когнитивные техники работы с тупиками, техника «Интеграция конфликтующих частей», техники работы с метафорическими ассоциативными картами.
  • Тема 6. Современные техники работы с переносом и контрапереносом в транзактном анализе.
    Представления о переносе и контрпереносе в классическом и современном транзактном анализе. Представления в интегративном подходе R.G. Erskine к переносу и контрпереносу. Спо-собы работы с переносом по P. Clarkson. Транзактный психоанализ C. Moiso и М. Novellino. Реак-тивный и проактивный контрперенос. Комплементарный (дополняющий) и конкордантный (со-гласованный) контрперенос. Регрессивный и реалистичный контрперенос. Помогающий и разру-шительный контрперенос. Самоанализ контрпереноса по M. Novellino
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Опрос
    Все оценки могут не являться целыми числами. Округляется только итоговая оценка, выставляемая в ведомость. Способ округления итоговой оценки - арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Округление итоговой оценки применяется только в том случае, если студент получил в качестве итоговой оценки 4 балла и выше. Если итоговая оценка студента не превышает 4 балла (например, 3,9) в отношении нее не применяется правило округления и в ведомость выставляется оценка неудовлетворительно (3). Оценка за посещение выставляется по следующему принципу: 10/количество семинарских занятий*количесво посещений студентом. Оценка за аналитическое эссе выставляется по следующему принципу: поставленный вопрос операционализирован в психологических терминах (1 балл), работа целостная и логичная по своей структуре и логике ответа на вопрос, рассмотрены разные подходы и варианты объяснения (3 балла), работа использует основные концепции и исследования изученные по теме корректно и подробно при ответе на поставленный вопрос (3 балла), использование дополнительной литературы (2 балла), работа аккуратно оформлена в соответствии с требованиями в LMS (1 балл); Оценка выставляется за индивидуальную работу. Оценка за выступления на семинарах выставляется по следующим критериям: подобран релевантный кейс для анализа (2 балла), студент владеет применяемой моделью (3 балла), студент корректно применяет модель (2 балла), в анализе кейса есть новизна (3 балла). Оценка за экзамен выставляется по следующим критериям: студент демонстрирует знание вопроса и теоретического контекста аналитической модели (3 балла), студент способен применить аналитическую модель (3 балла), студент способен применить модель в саморефлексии или практике (2 балла), ответ отличается оригинальностью, креативностью и новизной (2 балла). Оценка за экзамен* выставляется по следующим критериям: студент демонстрирует знание вопроса и теоретического контекста аналитической модели (3 балла), студент способен применить аналитическую модель (3 балла), студент способен применить модель в саморефлексии или практике (2 балла), ответ отличается оригинальностью, креативностью и новизной (2 балла).
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Активность + 0.25 * Опрос + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гуманистический психоанализ, Фромм, Э., Лейбин, В. М., 2002
  • Клинический психоанализ : интерсубъективный подход, Столороу, Р., Брандшафт, Б., 2011
  • Энциклопедия глубинной психологии. Т.2: Новые направления в психоанализе; Психоанализ общества; Психоаналитическое движение; Психоанализ ..., Бистер, В., Клювер, К., 2001