• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Consciousness

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология психологии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сознание – самое ценное и самое загадочное достояние человека. Курс представляет психологический взгляд на проблему сознания. Мы рассмотрим, как строятся теоретические гипотезы и как их нужно проверять в экспериментах. Слушателям будет предложен оригинальный подход к проблеме сознания, выводящий природу и законы работы сознания из логики процесса познания. В курсе рассматривается разнообразный круг поражающих воображение феноменов и экспериментальных результатов, которым дается единообразное объяснение. Указан путь, позволяющий приоткрыть завесу многих тайн, окружающих сознание, в том числе путь решения «вечных проблем», над которыми веками бьются мыслители (философы, психологи, физиологи, лингвисты и др.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает функцию сознания (создание непротиворечивой картины мира), проблемы психологии сознания
  • Знает специфику понимания сознания в различных психологических подходах
  • Понимает и определяет магическое мышление
  • Умеет реализовать эксперимент по проверке закона разрыва шаблона
  • Знает и понимает различные способы представленности противоречий в сознании
  • Имеет представление о взаимосвязи ожиданий и сознания
  • Знает закон Джеймса и умеет его применять
  • Знает закон последействия и его последствия
  • Знает и понимает роль языка в формировании сознания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Сознание в ореоле вечных проблем
  • Тема 2 Пестрота подходов к проблеме сознания в истории психологии
  • Тема 3 Рациональность сознания (закон Юма)
  • Тема 4 Реакция сознания на неожиданность (закон разрыва шаблона)
  • Тема 5 Работа сознания по вытеснению и сглаживанию противоречий (закон Фрейда-Фестингера)
  • Тема 6 Процессы классификации как способ преодоления противоречий
  • Тема 7 Как ведет себя сознание, если противоречий нет (Закон Джеймса)
  • Тема 8 Законы последействия
  • Тема 9 Заключение. Вечные проблемы в ореоле сознания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по теме 1
  • неблокирующий Тест по теме 2
  • неблокирующий Тест по теме 2
  • неблокирующий Тест по теме 3
  • неблокирующий Тест по теме 3
  • неблокирующий Тест по теме 4
  • неблокирующий Тест по теме 4
  • неблокирующий Тест по теме 5
  • неблокирующий Тест по теме 5
  • неблокирующий Тест по теме 6
  • неблокирующий Тест по теме 6
  • неблокирующий Тест по теме 7
  • неблокирующий Тест по теме 7
  • неблокирующий Тест по теме 8
  • неблокирующий Тест по теме 8
  • неблокирующий Тест по теме 9
  • блокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    О = 1.0 экзамен. Оценки за тесты не учитываются
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сознание как парадокс. Т.1: Экспериментальная психологика, Аллахвердов, В. М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология : учебник для вузов, Аллахвердов, В. М., 2004