• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Basics of Client-centered Psychotherapy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Консультативная психология», «Человекоцентрированный подход в социальной сфере». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Гуманистическая групповая психотерапия», «Экспрессивная психотерапия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы клиентоцентрированной психотерапии» являются: - формирование представлений о роли и месте гуманистической психотерапии в системе мировой психотерапевтической теории и практики; - знакомство с теорией и базовой психотерапеквтической практикой гуманистической психотерапии; - апробация и освоение супервизируемой практики психотерапевтической работы с клиентами; - освоение этических норм, обязательных для психолога-психотерапевта, обеспечивающих права клиента и психотерапевта в терапевтическом процессе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет основные вехи становления и основные характеристики клиентоцентрированной психотерапии, ее отличие от традиционной психотерапии и ее этические принципы.
  • Знает, понимает и способен сопоставлять ключевые понятия, цели, задачи и методы основных направлений психотерапии.
  • Понимает и определяет основные понятия теории становления человека (по К. Роджерсу).
  • Знает основные характеристики сеттинга в клиентоцентрированной психотерапии. Знает и умеет применять основные установки психотерапевта в клиентоцентрированной психотерапии.
  • Знает и умеет выстраивать в общении психотерапевтическую позицию, характерную для клиентоцентрированного психотерапевта, способен делегировать свободу и ответственность собеседнику.
  • Знает и понимает характеристики условий и стадий терапевтического процесса (по К. Роджерсу). Способен к установлению психотерапевтического контакта в общении.
  • Способен проявлять в общении позитивное принятие, эмпатическое понимание и конгруэнтное самовыражение.
  • Знает и понимает особенности вариантов и форматов психотерапевтической работы в рамках современного человекоцентрированного подхода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История становления и основные характеристики клиентоцентрированной психотерапии
    Новая психотерапия, недирективная психотерапия, клиентоцентрированная психотерапия. Медицинская модель традиционной (терапевтоцентрированной) психотерапии. Психологизация медицинской модели в клиентоцентрированной психотерапии. Психологическое консультирование и традиционная психотерапия. Психологическое консультирование и клиентоцентрированная психотерапия. Цели традиционной и клиентоцентрированной психотерапии. Средства традиционной и клиентоцентрированной психотерапии. Психодиагностика и традиционная психотерапия. Психодиагностика и клиентоцентрированная психотерапия. Понятие психологического здоровья в традиционной и клиентоцентрированной психотерапии. Этика клиентоцентрированной психотерапии.
  • Тема 2. Специфика клиентоцентрированной психотерапии
    Основные психотерапевтические направления: психоанализ (и его производные), поведенческая психотерапия, клиентоцентрированная психотерапия. Их сравнительный анализ. Цели задачи, основные положения, методический инструментарий, критерии результативности психотерапевтической работы в каждом из направлений. Ключевые понятия каждого из направлений: бессознательное, конфликт, свободные ассоциации, символы проявления бессознательного, сопротивление, перенос, контрперенос; поведение, стимул, реакция, научение (классическое, оперантное, социальное); я-концепция, эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность, символизация опыта, доверие опыту, открытость опыту, самоактуализация.
  • Тема 3. Структура личности и терапевтический процесс
    Представления о становлении человека в человекоцентрированном подходе. Неполноценно и полноценно функционирующий человек. Оппозиция ценностной системы и ценностного процесса в теории К. Роджерса. Актуализирующая тенденция. Самоактуализация. Психологические условия становления полноценно функционирующего человека. Фасилитация человечности.
  • Тема 4. Терапевтическое общение в практике клиентоцентрированной психотерапии
    Особенности и специфика психотерапевтического общения. Рамки сеттинга (время, место, продолжительность, периодичность), оплачиваемость, конфиденциальность, концентрированность, эмоциональная вовлеченность, значимость и насыщенность. Построение отношений клиента и терапевта в клиентоцентрированной психотерапии. Триада К. Роджерса: безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самовыражение. Индирективность в работе клиентоцентрированного психотерапевта.
  • Тема 5. Профессиональные и личностные особенности психотерапевта
    Ценностные установки психотерапевта и психотерапевтический процесс. Позиционирование психотерапевта и терапевтический процесс. Принципы клиентоцентрированной психотерапии как реализация ценностного процесса психотерапевта. Организм и личность. Свобода. Ответственность. Индивидность. Социальность. Натура и культура. Базовые личные установки клиентоцентрированного психотерапевта. Интенциональность психотерапевта. Специфика супервизии в клиентоцентрированной психотерапии
  • Тема 6. Терапевтический процесс в клиентоцентрированной психотерапии
    6 необходимых и достаточных условий психотерапии по К. Роджерсу. 7 стадий терапевтического процесса. Особенности и характеристики первой встречи с клиентом. Терапевтический контакт. Результативность клиентоцентрированной психотерапии. Процесс как результат.
  • Тема 7. Психотерапевтическая работа с представлениями, переживаниями и смыслами
    Основная линия работы с представлениями клиента: безусловное позитивное принятие. Безусловное и условное принятие. Основная линия работы с переживаниями клиента: эмпатическое понимание. Эмпатия и симпатия. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Пассивное и активное эмпатическое слушание. Основная линия работы со смыслами клиента: конгруэнтное самовыражение. Конгруэнтность и инконгруэнтность. Полимодальность экспрессии клиента.
  • Тема 8. Эволюция клиентоцентрированной психотерапии
    Эволюционные и инволюционные тенденции в развитии клиентоцентрированной психотерапии. Интегративные и эклектические тенденции в развитии клиентоцентрированной психотерапии. Клиентоцентрированная психотерапия и человекоцентрированный подход. Групповой формат клиентоцентрированной психотерапии – группа встреч. Основные проблемы в развитии клиентоцентрированной психотерапии.
  • Тема 1. Знакомство участников группы Представления фасилитаторов. Представления участников группы. Отсутствие общей темы обсуждения. Растерянность. Попытки поверхностного, вежливого общения (primary social talks).
  • Тема 2. Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры Отсутствие связности между высказываниями участников группы. Попытки найти и предложить группе некую «тему», в равной мере интересную для всех участников тренинга, постепенно осознаются как несостоятельные. Возникновение и постепенное усиление ощущения фрустрации у участников группы из-за отсутствия какой-либо заданной извне структуры. Нарастание пауз и общего напряжения в группе.
  • Тема 3. Первые попытки самораскрытия и сопротивление этому Фасилитация первых попыток самораскрытия. Внутриличностное и межличностное сопротивление самораскрытию. Позитивные эффекты роста напряжения в группе. Групповая динамика. Варианты непринимающего (оценочного) и аэмпатического взаимодействия. Язык непринятия (по Т.Гордону). Аккумуляция негативных переживаний (неудовлетворенности, досады, раздражения, подавленности и т.п.
  • Тема 4. Описание прошлых, более безопасных событий и чувств Поиск зон безопасного (анонимного, отчужденного, отстраненного) самопредъявления. Тенденции объективизировать, рационализировать и психологизировать групповое обсуждение (secondary social talks).
  • Тема 5. Открытое выражение негативных переживаний Агрессия в адрес фасилитаторов группы. Фасилитация негативных переживаний у участников группы как форм самопредъявления. Преобразование негативных и аффективных оценочных суждений в конгруэнтные самораскрытия. Переход от ты-высказываний к я-высказываниям (по Т.Гордону).
  • Тема 6. Выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь» Аккумуляция невыраженных позитивных переживаний. Фасилитация латентных позитивных переживаний у участников группы. Изменение эмоционального климата в группе. Рост взаимного доверия. Открытое общение. Первичные психотерапевтические эффекты группы.
  • Тема 7. Попытки исследования личностно значимых тем Фасилитация самоисследования. Возникновение тематики фасадов и масок во внутриличностном и межличностном общении. Проявления интолерантности и конфронтации. Активное эмпатическое слушание и трансперсональное контактирование.
  • Тема 8. Проявления самопринятия и основная встреча Фасилитация трансперсонального общения. Интегрирующие переживания (по М.Боуэн). Метафорические высказывания. Глубокая, герменевтическая (по В.Кайлю) эмпатия. Нарастание чувств взаимосвязанности, близости, общности.
  • Методический раздел
    Теория и практика мультипрофильного консультирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий аналитическое эссе
  • неблокирующий Письменный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * аналитическое эссе + 0.25 * выступление на семинарах + 0.25 * Письменный тест + 0.25 * посещение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для вузов, Старовойтенко, Е. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B
  • Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015