• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar "Sociology of Science Communication"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Science Communication – самостоятельная научная дисциплина, выделившаяся из социологии науки в конце XX века. Научная коммуникация – это двусторонний процесс взаимодействия социального института науки и других агентов общества (институтов или социальных общностей) с целью трансфера научного знания как специфической системы идей и социальной роли ученого как паттерна рационального поведения. Изучение научной коммуникации способствует формированию профессиональной научной культуры, рефлексивному пониманию целей и задач взаимоотношений между наукой и обществом, навыкам проектирования и осуществления успешной научной коммуникации. В теории научной коммуникации под научной коммуникацией в одном смысле понимаются отношения между учеными и научными коллективами в процессе совместной научной работы, как непосредственное взаимодействие в лаборатории, так и сети «невидимых» взаимодействий через взаимные цитирования или терминологические заимствования. В другом смысле, научной коммуникацией называют взаимодействие науки и публики, внешний интерфейс института науки. В программе курса рассматриваются оба эти значения. Результатом освоения курса будет владение теорией и практикой проектирования успешной научной коммуникации (НК): · способность идентифицировать миссию и цели НК; · способность идентифицировать модель и идеологию НК; · способность идентифицировать бенефециария НК; · способность выбрать способ измерения результативности НК – как процесса и как результата; · способность оценить риски и социальные последствия НК («белый шум»); · принятие этических ограничений; · знание лучших практик и форматов НК.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс формирует у слушателей знания, навыки и умения по проектированию и критической оценке моделей научной коммуникации, способов и форматов популяризации науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь идентифицировать научную коммуникацию как намеренное действие.
  • Выделять модели научной коммуникации и уметь критически их оценивать
  • Знать основные форматы научной коммуникации и условия их адекватного применения
  • Владеть методиками оценки эффективности научной коммуникации.
  • Уметь выделять экспертное знание и способы его коммуникации.
  • Уметь анализировать феномен "популярной науки" как общественный социальный проект.
  • Понимание социальных механизмов организации академической профессии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • О предмете социологии научных коммуникаций
    Понятие «научная коммуникация». Внешняя и внутренняя научная коммуникация: определения. Историческая трансформация смысла и ценности научной коммуникации для общества и института науки.
  • Модели научной коммуникации: наука и публика
    Идеология трансфера знаний и трансфера ролевой модели. Модели Массимиано Букки: дефицита, диалога и участия.
  • Формы и форматы научной коммуникации.
    Актуальные тенденции: интерактивность, медиализация, геймификация. Модели публичной репрезентации науки и технологий: от музея до кафе.
  • Методы измерения и оценки эффективности научной коммуникации.
    Общественное восприятие науки. Идентификация целей и аудитории научной коммуникаций. Методики изучения научной грамотности. Делиберативные исследования.
  • «Popular Science»: научная коммуникация в состоянии post-truth.
    Популярная наука за пределами академии. «Народная» наука и ее глубокие корни в «обществе знания». Википедии и Оpen-Access Journals.
  • Социология экспертизы и социальной роли эксперта.
    Роль эксперта в коммуникации науки и общества. «Эпистемическая зависимость».
  • Внутринаучная коммуникация и социальная структура науки.
    Социальная структура и системы стратификации института науки. Наука как профессия. Сети научного цитирования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Презентация проекта + 0.6 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hackett, E. J., & Society for Social Studies of Science. (2008). The Handbook of Science and Technology Studies (Vol. Third edition). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=208209