• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Entrepreneurship and Business Models in the Internet

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Innovation and Business in Information Technologies
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на выработку у студентов компетенция и навыков по предпринимательство в интернет-среде. На протяжении курса студенты изучат теоретическую и практическую часть моделирования бизнеса в интернете. Рассмотрят практические кейсы, как крупных компаний, так и стартапов оперирующих в среде интернет. Особое внимание будет уделено комплексным подходам и диджитал инструментам по менеджменту в бизнесе и маркетингу. В результате у учащихся сформируется видение, как стратегического подхода к моделированию бизнеса в цифровой среде и постановке целей для организации, так и тактические инструменты для реализации поставленных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • I. ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ Целями освоения учебной дисциплины являются: 1. Формирование у студентов системных базовых представлений, первичных знаний, умений и навыков по предпринимательству и моделям бизнеса в Интернете. 2. Подготовить студентов к применению знаний в области Интернетпредпринимательства в последующих дисциплинах, при обучении в магистратуре, а также после окончания обучения в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные виды и модели бизнеса в интернете, основные принципы ведения цифрового бизнеса, основные термины и понятия в управленческом учете интернет-бизнеса, базовые инструменты для создания собственного и развития существующего интернет-бизнеса. Уметь: использовать полученные знания для разработки и управления интернетпроектами, проводить аудит интернет-бизнеса, анализировать и оценивать по различным финансовым управленческим показателям, планировать и настраивать комплекс маркетинга для привлечения трафика, оптимизировать конверсионную цепочку бизнеса. Владеть: навыками применения различного инструментария в планировании, разработке, управлении и анализе деятельности разнообразных интернет-предприятий. Дисциплина является обязательной. Изучается студентами на 1-м курсе в 1-3 модулях.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студенты ознакомлены с программой курса
  • Студенты понимают основные современные тенденции в сферы предпринимательства и бизнес моделирования в интернете
  • Студенты изучили основные бизнес модели в среде интернет
  • Изучены особенности предпринимательства в интернете, отличия от традиционного предпринимательства. Основные направления разработки собственного проекта в интернет.
  • Изучены основные методологии построения и внедрения бизнес процессов в интернет бизнесе
  • Изучены основы управленческого и юнит экономики для интернет-бизнеса
  • Изучен необходимый минимальный набор знаний по маркетингу для частного и корпоративного предпринимательства
  • Изучен инструментарий ведения интернет-бизнеса и методы привлечения трафика на платформу
  • Изучен комплекс стратегического маркетинга
  • Изучены основные концепции управления персоналом, приобретены знания по найму и формирования кадрового резерва
  • Изучен комплекс кросс-бордер торговли и логистический блок электронного предприятия
  • Изучены основные аспекты бухгалтерского, юридического и другие бюрократические составляющие интернет-бизнеса
  • Усвоен опыт как успешных, так и не успешных кейсов существующих интернет-компаний
  • Изучен подход к созданию и развитию собственного проекта: от мозгового штурма идей и до создания прототипа, привлечения инвестиций и масштабирования
  • Повторения основных тезисов и инсайтов курса. Обратная связь.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Методы и модели ведения бизнеса в Интернет
    Обзор существующих бизнес моделей. Основные модели бизнеса в Интернет. B2C: Интернет ретейлер, социальная сеть, контент провайдер, портал, транзакционный брокер, сервис провайдер. B2B: дистрибьютор, информационный портал, аналитический сервис, CRM, CMS, ERP, маркетинговая платформа, торговая платформа и т.д. Различия между чистым интернет-бизнесом и смешанной моделью. 2 Методы описания и определения бизнес модели, выбор и оптимизация бизнес модели.
  • Тема 3. Особенности предпринимательства в Интернет
    Виды предприятий в Интернет. Степень присутствия предприятия в Интернет. Коммерческие и некоммерческие организации в Интернет. Сообщества. Организация производственной деятельности в Интернет. Виртуальные предприятия. Особенности взаимодействия с персоналом в виртуальном предприятии. Организация продаж и предоставление услуг в Интернет. Организация взаимодействия между Интернетпредприятиями. Взаимодействие Интернет-предприятий с физическими и юридическими лицами. Организация взаимодействия Интернет-предприятий с потребителями товаров и услуг. Влияние инноваций на развитиепредпринимательской деятельности в Интернет. Области инновационной деятельности.
  • Тема 4. Моделирование бизнес-процессов. Методы оптимизации интернетбизнеса
    Моделирования бизнес-процессов на разных уровнях производственного процесса электронного предприятия. Особенности организации и управления торгово-технологическими процессами. Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса в организации и проектировании предприятий оптовой, розничной торговли и различных торговопосреднических структур. Моделирование торгового процесса. Процессный подход. Структурнофункциональные, имитационные модели.
  • Тема 5. Экономическое моделирование и управленческий учета для интернетбизнеса
    Экономическое моделирование: основные понятия, цели и задачи моделирования бизнеса и построению бизнес-процессов. Учет расходов и соотнесение затрат по статьям интернетбизнеса: аренда, зарплата, налоги, реклама, бонусы поставщиков и т.д. Юнит экономика и различные подходы к управленческому учету интернет-бизнеса. Расчет комплекса интернетмаркетинга: конверсии, стоимость привлечения клиента, расчет LTV – совокупная прибыль компании на жизненный цикл одного клиента.
  • Тема 6. Основы маркетинга
    Определения маркетинга и основных подходов к маркетингу. Особенности интернетмаркетинга. Изучение основных направлений современного маркетинга в разрезе онлайн, офлайн, Мультиканальной модели и «нового ритейла».
  • Тема 7. Инструменты оптимизация интернет-платформы бизнеса и каналы привлечения целевого трафика на платформу
    Инструменты оптимизации интернет-портала (платформы, сайта, интернет-магазина, мобильного приложения и т.д.) Основные современные инструменты привлечения покупателей в бизнес. Этапы интернет-маркетинга, аналитика и выбор каналов привлечения трафика: 1) Анализ конкурентов и формирование УТП 2) Анализ и сегментация целевой аудитории 3) Анализ контента и юзабилити сайта 3 4) SMM 5) E-mail marketing 6) Поисковое продвижение (SEO( 7) Контекстная реклама 8) Медийная 9) Баннерная реклама 10) Ретаргетинг 11) Посадочные страницы, CPA и другие альтернативные каналы привлечения.
  • Тема 8. Стратегическое управление маркетингом
    Планирование рекламных компаний в соответствии с интернет-продуктом. Формирование 360 маркетинговую стратегию. Виды маркетинговых стратегий в рамках интернет-маркетинга и диджитализации современных каналов коммуникаций. Основы веб-аналитики: Google Analytics и Яндекс.Метрики. Типология маркетинговых стратегий и различные кейсы успешных маркетинговых кампаний. Критерий эффективности маркетинговых кампаний, основные показатели цифрового маркетинга.
  • Тема 9. Планирование и управление персоналом, формирование команды
    Планирование кадрового состава проекта. Каналы поиска кадров, проведение собеседований, подбор персонала, методы отбора: ассесмент центры, тесты, бизнес кейсы. Модель компетенций по Ломингера. Мотивация сотрудников: материальные и нематериальные. Отличие необходимых компетенций и профиля сотрудников на различных должностях и в различных отделах компании. Формирование и управление командой.
  • Тема 10. Международная торговля. Подходы к управлению логистикой электронного бизнеса
    Международные рынки, заграничные маркетплейсы, возможность сотрудничества с зарубежными каналами сбыта. Развитые рынки зарубежной электронной коммерции, сравнение с российской электронной коммерции. Любой электронный бизнес сталкивается с проблемой логистики, будь то компания, оперирующая с зарубежными клиентами или работающая на внутреннем рынке, вопрос внутренней логистики: документооборот, доставка ресурсов до производства, перемещение сотрудников до конференции и так далее, либо внешняя логистика: доставка товаров и услуг до клиента. На сегодняшний день существует множество инновационных решений для эффективного планирования и управления логистикой.
  • Тема 11. Введение в бухгалтерию, налоговые учет и правовые аспекты интернет бизнеса
    Предпринимательство в интернете неотрывно от законов страны, в которой зарегистрирован бизнес. Различия между формами собственности: ООО, ЗАО, ИП, ОАО, как выбрать наиболее подходящую форму для соответствующей модели электронного бизнеса. Бухгалтерский и налоговый учет в различных формах собственности. Основы налоговой оптимизации бизнеса. Налоговое планирование. Правовые аспекты ведения электронного бизнеса, обзор законодательного поля, существующего вокруг электронной коммерции, сравнение с зарубежным опытом.
  • Тема 12. Изучение бизнес кейсов, существующих интернет-компаний
    Изучение текущей ситуации на рынке электронной коммерции и анализ крупнейших интернет-компаний. Изучение докладов и высказываний в СМИ 4 стейкхолдеров крупнейших интернет-магазинов и электронных предприятий. Исследование конкурентности в различных бизнес нишах, а также прогнозирование будущего электронного бизнеса в стране и мире. Сравнение каналов маркетинга в динамике: «платных» и «бесплатных» инструментов, развитие мобильной коммерции относительно традиционной электронной коммерции.
  • Тема 13. Стартапы и организация собственного бизнеса в Интернет
    Типы стартапов: создание нового бизнеса или вывод на рынок нового бренда; открытие нового направления в рамках существующего бизнеса; территориальное расширение бизнеса; рестарт бизнеса или направления; укрепление (расширение) позиции компании на рынке; внедрение новой технологии в компании; реализация нетривиальных, нестандартных для компании задач. Инвестирование стартапа. Жизненный цикл стартапа. Оценка стоимости стартапа. Выход на IPO: Первичное размещение акций компании в открытую продажу на фондовом рынке. Бизнес-инкубирование. Типы бизнес-инкубаторов. Особенности Интернетинкубаторов.
  • Тема 14. Заключение.
    Перспективы развития электронной коммерции в России.. Обзор научных исследований в области электронной коммерции.
  • Тема 1. Введение
    Предпринимательство в Интернет. Становление, развитие, текущее состояние, тенденции развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Самостоятельная работа
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Шмидт Э., Коэн Д. — Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - ISBN: 978-5-91657-824-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62309
  • Get feedback : как негативные отзывы сделают ваш продукт лидером рынка, Бэр, Дж., Королева, М. В., 2018
  • High performance through business process management : strategy execution in a digital world, Kirchmer, M., 2017
  • International business: the new realities, Cavusgil, S. T., Knight, G., 2017
  • Sahlman, W. A., Hoffman, R., Andreessen, M., & Blank, S. G. (2018). HBR’s 10 Must Reads on Entrepreneurship and Startups (featuring Bonus Article “Why the Lean Startup Changes Everything” by Steve Blank). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798805
  • Yu, H. V. (DE-588)137781776, (DE-627)595612873, (DE-576)305096400, aut. (2019). China’s E-commerce empowering rural women? Haiqing Yu, Lili Cui. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1677570873
  • Автотранспорт на предприятии : учет и налоги, Анищенко, А. В., 2019
  • Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с., Рис, Э., 2019
  • Бухгалтерский учет : учебник для вузов, Бобошко, В. И., 2018
  • Горфинкель В. Я. [и др.] ; под ред. Горфинкеля В.Я., Попадюк Т.Г.-ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-523-Профессиональное образование-978-5-534-10221-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/innovacionnoe-predprinimatelstvo-442427
  • Интернет-предпринимательство: практика применения дизайн-мышления в создании проекта. : учебно-практическое пособие / Васильева Е.В., под ред. и др. — Москва : КноРус, 2019. — 306 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06805-2. — URL: https://book.ru/book/930721 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервин ; науч. ред. О. Нижельская, 7-е изд., 452 с., Портер, М., 2017
  • Маркетинг на 100% : как стать хорошим менеджером по маркетингу, Манн И., 2006
  • Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, Котлер Ф., Виноградова Т. В., 2019
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 384 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1002467
  • Стартап : 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины, Кавасаки Г., Корюкиной Е., 2011
  • Стартап по Кавасаки : проверенные методы начала любого дела, Кавасаки Г., Глебова, Д., 2016
  • Сториномика : маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире, Макки, Р., Джерас, Т., 2019
  • Стратегический менеджмент : создание конкурентного преимущества, Томпсон-мл., А. А., 2018
  • Стратегическое управление персоналом : учеб. пособие, Яхонтова Е. С., 2013
  • Тарануха, Ю.В. Предпринимательство: теория и российская действительность : учебное пособие / Тарануха Ю.В. — Москва : Русайнс, 2017. — 272 с. — ISBN 978-5-4365-1036-1. — URL: https://book.ru/book/921306 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов, пер. с англ. В. Ионов, 6-е изд., 647 с., Этрилл, П., Маклейни, Э., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Feedback in higher and professional education : understanding it and doing it well, Boud D., 2013
  • International business law and its environment, Schaffer, R., Agusti, F., 2018
  • Osterwalder, A., & Pigneur, Y. (2013). Designing Business Models and Similar Strategic Objects: The Contribution of IS. Journal of the Association for Information Systems, 14, 237–244. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=89299515
  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057215
  • В объятиях маркетинга, или когда клиент скупает все, Пылаев, И., 2019
  • Вахрушина, М.А. Стратегический управленческий учет. + Приложение:Тесты : учебник / Вахрушина М.А. — Москва : КноРус, 2019. — 183 с. — (магистратура). — ISBN 978-5-406-07095-6. — URL: https://book.ru/book/931890 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Горелик, О.М. Управленческий учет и анализ : учебное пособие / Горелик О.М., Парамонова Л.А., Низамова Э.Ш. — Москва : КноРус, 2020. — 252 с. — ISBN 978-5-406-07573-9. — URL: https://book.ru/book/933005 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Маркетинг на 100%: ремикс : как стать хорошим менеджером по маркетингу, Манн И. Б., 2012
  • Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., Сендеров, Д. В., 2020
  • Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы : учеб. пособие для вузов, Зайцев М. Г., Варюхин С. Е., 2015
  • Налоги и налогообложение : учебник для сред. проф. образования, Крохина, Ю. А., 2018
  • Основы маркетинга, пер. с англ. В. Б. Боброва ; общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой, 736 с., Котлер, Ф., 1991