• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Solution Forcused Brief Psychotherapy with the Couple and Children

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины даст возможность профессионально применять навыки работы в подходе Ориентированной на решение краткосрочной терапии в ситуации супружеских запросов разного плана, в том числе в работе с конфликтующей супружеской парой. Позволит овладеть методами ОРКТ в работе с детьми разного возраста и всей семьей. Как правило такая практика использования ОРКТ оказыавается весьма эффективной. В дисциплину также включен раздел, в котором представлен он-лайн курс лекций А.Я.Варга "Основные типы детко-родительского взаимодействия и продуктивные и непродуктивные родительские установки". Он выступает полезной базой для освоения материала, представляемого на очных практических занятиях по дисциплине и при этом может изучаться студентами самостоятельно в течение соответствующего учебного модуля в удобном для них графие
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами основных принципов работы в Ориентированной на решение краткосрочной терапии - (Solution focused brief Family therapy (далее – ОРКТ) в работе с супружескими парами и детьми в контексте общей методологии подхода.
  • Овладение методами работы в ОРКТ, модифицированными для работы с супружеской парой, детьми, семьей с детьми.
  • Выработка у учащихся навыков творческого подхода к методическим и техническим возможностям подхода, умение их модифицировать в зависимости запроса клиентов и задач терапевтической работы.
  • Знание основных трудностей, с которыми может сталкиваться российская семья, воспитаывающая детей. Различение проуктивных и непродуктивных родительских устрановок в воспитании детей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет вырабатывать адекватные для специфики заявленного запроса супружеской пары приемы и использовать адекватный запросу стиль взаимодействия, ориентированный прежде всего на сотрудничество
  • Умеет модифицировать методы и приемы ОРКТ в работе с двумя супругами. Применяет все основные приемы сеттинга ОРКТ в работе с парой
  • Владеет основными принципами организации циркулярной работы с парой, ориентированной не на проблему, а на решение
  • Умеет босновывать конкретный, выбранный в каждом случае сеттинг построения работы с семьей с ребенком, применение и использование соответствующих техник ( в частности -умение использовать родителя как «голос» и ресурсребенка , модифицировать техники ОРКТ для работы с детьми т.п.)
  • Сформировано представление о способах и возможных вариантах модификации основных принципов ОРКТ в работе с детьми
  • Уметь модифицировать все основные техники ОРКТ ( прежде всего, шкалирование, построение «решения», «чудесны вопрос») для работы с детьми и адекватно применять их
  • Владеет и может обосновать представление об основных трудностях и психологических запросах российской семьи с ребенком(детьми), Может концептуально связать ту или иную трудность с контекстом этапа жизненного цикла семьи, особенностей расширенной семьи, историческим и культурным контекстом, актуальными нормами и социальными конструктами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия с супружеской парой.
  • Тема 1. 1. Особенности работы с парой в ОРКТ. Принципы циркулярной работы в ОРКТ.
    Принцип «симметричности» в работе с супружеской парой,. Соблюдения личных границ каждого в паре наряду с поддержанием совместности,. Разделенной ответственность супругов с одной стороны и клиентов и терапевта -с другой, как основные принципы работы в ОРКТ с парой. «Особые ситуации» реализации принципа «симметричности». Преобладание изменения над статус-кво, конструктивистский подход к реальности, фокус на настоящем и будущем в противовес фокусировки на прошлом, интерес к необходимой ситуации «решения» в противовес фокусу на проблеме и т.д. Основные схемы работы с различными запросами, возможным различием в видении «исключений» каждым в паре, а также необходимого решения в паре. Пути реализации «циркулярности» в работе с парой в ориентированном на решение подходе. Циркулярное интервью в применении к построению «решения».
  • Тема 1. 2. Особенности использования основных техник ОРКТ в работе с парой.
    Сеттинг первичного и вторичного приема в ОРКТ в работе с парой. Особенности применения конкретных техник ОРКТ в работе с парой – шкалирование, стратегический комплимент, варианты домашнего задания в работе с супружеской парой. Особенности работы в ОРКТ с различными темами и жизненными ситуациями, переживаемыми супружеской парой.
  • Раздел 2. Ориентированная на решение краткосрочная терапия с детьми
  • Тема 2. 1. Модификация и особенности использования принципов и методов ОРКТ в работе с детьми. Работа со всей семьей, родителями и собственно с ребенком (детьми).
    Реализация принципа сотрудничества, экспертной позиции самого клиента, использование собственного опыта клиента и т.п. в работе с детьми различных возрастов. Различение клиента и заказчика терапии. Ребенок как «визитер». Соотношение запроса родителей и запроса ребенка в терапевтической работе. «Вербальность» конструктивистских методов и возможности использования игровых методов в работе ОРКТ. Принцип ребенок-эксперт в ситуации небольшого жизненного опыта детей. Варианты организации и сеттинга в работе с семьей с ребенком(детьми) в ОРКТ.
  • Тема 2. 2. Модификация основных методов и техник ОРКТ в работе с детьми.
    Варианты модификации основных техник ОРКТ в работе с детьми разных возрастов. Поиск исключений, построения «решения» с детьми. Варианты модификации шкал и других вариантов измерения продвижений клиентов к решению в работе с детьми разных возрастов. Варианты домашних заданий для детей. Родители как союзники в работе над решением проблем ребенка. Привлечение сказочных и фантастически нарративов и персонажей, опыта родителей для развития необходимых нарративов «решения». Сотрудничество всей семьи в работе с не устраивающими жизненными ситуациями, включающими ребенка.
  • Раздел 3. Основные принципы детско-родительского взаимодействия. Продуктивные и не продуктивные родительские установки- он-лайн платформа Coursera) https://www.coursera.org/learn/vospitat-detei-pravilno
    В данном разделе студенты, осваивая онлайн курс, обсуждающий трудности, с которыми сталкивается российская семья, воспитывающая детей, систематизируют тем самым основные аспекты, которые необходимо учитывать в работе с такой семьей и возможный перечень трудностей, которые могут привести семьи в терапию. Вместе с тем, обсуждение проблемных аспектов жизни семьи, не только позволяет им заново обдумать уже имеющийся них арсенал навыков для работы с использованием классических системных подходов, но и обдумать как работа с таким перечнем запросов может быть модифицирован в ориентированную на решение работу с семьей с ребенком, Освоение этого раздела проходит до последнего аудиторного занятия по дисциплине, поскольку итоговая дискуссия по просмотренному материалу выступает формой контроля. Форма освоения – просмотр он-лайн лекций в удобном режиме (но до окончания аудиторных занятий), чтение источников из предлагаемого дополнительного и рекомендованного списка литературы. У студентов есть возможность в рамках этой работы задавать также задать вопросы автору курсы и преподавателю МП «Семейная системная терапия!.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета аудиторная работа в разделе 1
  • неблокирующий текущий контроль по разделу 1 -группповая дискуссия
  • блокирует часть оценки/расчета аудиторная работа раздел 2
  • блокирует часть оценки/расчета текущий контроль по разделу 2
  • блокирует часть оценки/расчета текущий контроль по разделу 3
  • блокирует часть оценки/расчета аудиторная работа в разделе 1
  • неблокирующий текущий контроль по разделу 1 -группповая дискуссия
  • блокирует часть оценки/расчета аудиторная работа раздел 2
  • блокирует часть оценки/расчета текущий контроль по разделу 2
  • блокирует часть оценки/расчета текущий контроль по разделу 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа в разделе 1 + 0.2 * аудиторная работа раздел 2 + 0.24 * текущий контроль по разделу 1 -группповая дискуссия + 0.24 * текущий контроль по разделу 2 + 0.12 * текущий контроль по разделу 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Использование в работе на телефоне доверия подхода "Ориентированная на решение краткосрочная псих... : учеб.-метод. пособие, Будинайте, Г. Л., 2016