• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Systemic Couple Psychotherapy: from Selves to Sexual Disharmony

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку. В процессе изучения дисциплины студенты осваивают основные постулаты и методологические принципы каждого подхода, историю его создания, основные методы и техники, которые в нем применяются. Затем в тренинге студенты осваивают на практике методики и техники работы с парами. Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системной работы с субличностями;навыки системного мышления и системной работы при работе с парами с низким сексуальным влечением и сексуальными дисфункциями, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре, а также при обращении одного из супругов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системной работы с субличностями;навыки системного мышления и системной работы при работе с парами с низким сексуальным влечением и сексуальными дисфункциями, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре, а также при обращении одного из супругов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения материала студент должен знать философию, постулаты, методические принципы и историю неоклассических и интегративных системных семейных подходов. Обладать навыками системного мышления при работе с проблемами супружеских пар
  • Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: в результате освоения материала студент может вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с парой, находящейся в стрессе и нуждающейся в помощи. Понимает основные механизмы проявление низкого сексуального влечения и связанных с ним конфликтов. Способен разработать базу для дальнейшей работы с каждой конкретной парой, используя системное мышление и специальные техники.
  • В процессе освоения материала студент осваивает навык ведения терапевтического интервью с парой. Умеет проводить разъяснительную работу и предлагать интервенции, опираясь на антидифицитарную модель низкого сексуального влечения в паре. Умеет отслеживать цикл низкого сексуального влечения в паре, способен сформировать и запланировать предписания техник, домашних заданий для клиентов и прямых поведенческих ритуалов.
  • Знать философию, постулаты, методические принципы, а также место системной семейной терапии субличностей в ряду прочих системных подходов. Выдвигать системные гипотезы, опираясь на означенную модель, формулировать предписания и домашние задания для пар, а также в индивидуальном приеме, опираясь на модель «Селф» и «Частей/Субличностей». Быть способным вести прием и проводить разъяснительную работу для клиентов, опираясь на модель системной семейной терапии субличностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
    Вводная лекция. Представление о неоклассичеких и интегративных подходах в системной семейной психотерапии низкого влечения и сексуальных сложностей в парах. Понятие функции и места симптома. Понятие гипноза проблемы. Понятие культурных и исторических особенностей, обусловивших терапию. Сравнение классической дефицитарной и современной антидифицетарной моделей.
  • Тема 2.
    Классическая терапия низкого влечения в паре. Подход Мастерс и Джонсон и Хелен Сингер Каплан.
  • 2.1. История возникновения классической терапии низкого влечения в паре и ранние принципы работы.
    Принципы работы и методологические установки классической системной психотерапии низкого влечение в паре. Понятие функции симптома как центрального концепта в работе Мастерс и Джонсон. Сексуальное просвещение и техники работы с низким сексуальным влечением по Хелен Сингер Каплан.
  • 2.2. Циркулярное интервью и сбор информации при работе с низким сексуальным влечением в парах.
    Диагностика проблемы, предъявляемой парой. Циркулярное интервью, проясняющие вопросы, клинические карты. Разбор цикла взаимодействия вокруг симптома.
  • 2.3. Способы подачи обратной связи.
    Домашние задания - программа упражнений на "чувственное фокусирование". 8-недельная программа Мастерс и Джонсон. Чувственное фокусирование как метод и домашнее задание.
  • Тема 3.
    Современный этап системной семейной терапии низкого влечения в паре.
  • 3.1 Основные модели системной семейной терапии низкого влечения в паре в настоящее время. Антидифицитарный подход к функции симптома.
  • 3.2 Модель Клемента: Первый, второй и третий этапы системной семейной психотерапии низкого сексуального влечения в паре. Использование индивидуального сексуального профиля. Работа с фантазиями. Шесть уровней дифференциации по Шнарху.
  • 3.3. Техники работы в современных моделях системной семейной терапии низкого влечения в паре. Использование клинических карт и опросников. Шкалирование. Четырехчастная модель работы с фантазиями и желаниями. Техника "закрытых конвертов" как метафоры супружеского взаимодействия. Техника "супружеская хореография". Переструктурирование симптома.
  • Тема 4.
    Системная семейная терапия субличностей по Ричарду Шварцу при работе с супружескими парами и индивидуальным запросом.
  • 4.1. История возникновения системной семейной терапии субличностей. Основные постулаты, принципы работы и методологические установки. Понятие «Селф» («Самости») и «Частей» как внутренней семейной системы.
  • 4.2. Применение системной семейной терапии субличностей при работе с супружеским конфликтом, терапии низкого влечения в паре и при индивидуальных запросах. Диагностика проблемы, предъявляемой парой или клентом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум по Теме.1
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 2.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 3.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 4.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Беседа с преподавателем
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме.1
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 2.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 3.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Коллоквиум по Теме 4.
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Беседа с преподавателем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О результ. = 0,4 х (О коллоквиум 1 + О коллоквиум 2 + О коллоквиум 3 + О коллоквиум 4) + 0,6 х О экзамен); Общая оценка за экзамен выводится по следующей формуле: Оэкзам. = 0,5 х О тест + 0,5 х О беседа.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная терапия: классика и современность, Будинайте, Г. Л., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, Варга, А. Я., 2017