• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Supervision in Classical and Postclassical Systemic Family Therapy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу практических дисциплин, обеспечивающих подготовку по магистерской программе Системная семейная психотерапия. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Клиническая психология • Основы психологического консультирования • Методы и школы классической системной семейной психотерапии • Трансгенерационный подход • Конструктивистские подходы в системной семейной психотерапии Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: клиническая психология (в том числе психиатрия и общая психопатология), психология семьи, основы терапевтического взаимодействия с одним или несколькими клиентами (супружеская пара, семья, детско-родительская диада), основы системного подхода к семье, психический дизонтогенез, уметь сохранять нейтральность, быть эмпатичным к проблемам клиентов, способным распознавать различные психотерапевтические позиции, рефлексируя их и владея этим навыком произвольно, знать психотерапевтические приемы и техники в терапевтической коммуникации, знать основные подходы системной семейной психотерапии – в ее классическом, пост-классических и неоклассических вариантах и школах. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Психологическая помощь при разводе • Эмоционально-фокусированная терапия пар • Системная семейная психотерапия субличностей в работе с парой • Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар • Нарративная практика с детьми • Терапия низкого сексуального влечения в паре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • практическое освоение студентами методов, методик и техник классической и пост-классической системной семейной психотерапии в работе с реальными семьями, отработка на практике принципов построения терапевтического контакта и проведения терапевтического процесса, адекватного выбранному методу работы
  • последовательное использование обучающимися системного мышления в их практической работе, обретение ими навыка построения системных гипотез – в результате освоения классических системных подходов
  • обретение навыков сотрудничающего, осуществляемого с позиций «не-знания» и признающего клиентов экспертами в их собственной жизни терапевтического взаимодействия с клиентами – в результате освоения методов психотерапевтической работы пост-классическими конструктивистскими методами психотерапии
  • рефлексия студентами их профессионального опыта, понимание ими своих профессиональных ограничений, связанных с потерей нейтральности, не отрефлексированностью своей психотерапевтической позиции; а также с нарушениями логики работы, смешения логики разных методологических позиций в работе
  • последовательное использование обучающимися системного мышления – специфически реализующегося в различных вариантах системного подхода - и навыков и приемов, освоенных ранее в тренинговых занятиях по различным направлениям ССТ в практической работе с реальными клиентами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Видение, определение и понимание целей, задач, этапов, принципов и техник работы в трансгнерационном подходе.
  • Видение взаимодействия в паре/семье; психотерапевтических интервенций и особенностей взаимодействия терапевта и клиентов в классических подходах.
  • Видение принципов и методов построения проблемного текста и решения. Видение нарративных техник работы с парой. Построение решения в детско-родительских взаимоотношениях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наблюдение за ведением психотерапевтического случая в трансгенерационном подходе М. Боуэна. Дисфункция многопоколенной семьи, работа с супружеской парой, индивидуальная работа над проблемами взаимоотношений в семье.
    Определение функциональной позиции в семье, навыки прослеживания поведенческих паттернов, многопоколенная передача уровней функционирования, связь семейной истории с текущим функционированием, укрепление твердого Я, детриангуляция, создание предписаний, формулирование обратной связи, особенности взаимодействия терапевта и клиента.
  • Тема 2. Наблюдение за ведением терапевтического случая в классических подходах. Терапевтическая работа с случаями супружеского конфликта. Терапевтическая работа с семьями с нарушением поведения и развития ребенка.
    Навыки наблюдения за супружеским взаимодействием и взаимодействием психотерапевта с парой. Патологические циклы взаимодействия в паре, связь этих взаимодействий с опытом родительских семей, системный смысл симптоматического поведения. Создание прямых и парадоксальных предписаний, формулировка позитивной коннотацию. Психотерапевтические интервенции, особенности взаимодействия терапевта и клиентов.
  • Тема 3. Наблюдение за ведением терапевтических случаев в пост-классических подходах. Терапия детско-родительских взаимоотношений. Терапия взаимоотношений в паре.
    Построение проблемного текста взаимоотношений пары, деконструкция, выявление уникального эпизода. Ресурсные истории пары. Построении «решения» в работе с парой. Циркулярный методы построения решения. Особенности шкалирования актуальной ситуации в паре. Взаимоотношения в паре и взаимоотношения пары с терапевтом. Индивидуальная работа в присутствии и в отсутствие второго супруга (виртуальное привлечение партнера). Нарративные техники работы с парой. Работа над проблемами взаимоотношений с одни из членов пары. Проблемные и уникальные истории в жизни пары. Деконструкция в работе с парой. Ландшафты смысла и ландшафты действия, наращивание и уплотнение уникальной истории пары. Работа с детьми в пост классических подходах. Ребенок как клиент и родитель как заказчик. Построение решения в детско-родительских взаимоотношениях. Деконструкция категорий и принципов в доминирующем дискурсе как источнике проблемы взаимоотношений. Использование элементов игры. Особенности использования шкал с детьми. Обратная связь клиентам, написание писем, награды и привлечение свидетелей успеха, особенности построения заданий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Аудиторная оценка (раздел 1)
  • блокирующий Аудиторная оценка (Раздел 2)
  • блокирующий Аудиторная оценка (Раздел 3)
  • блокирующий Анализ кейса (Раздел 1)
  • блокирующий Анализ кейса (Раздел 2)
  • блокирующий Анализ кейса (Раздел 3)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Interim assessment (4 module)
    0.125 * Анализ кейса (Раздел 1) + 0.125 * Анализ кейса (Раздел 2) + 0.15 * Анализ кейса (Раздел 3) + 0.2 * Аудиторная оценка (раздел 1) + 0.2 * Аудиторная оценка (Раздел 2) + 0.2 * Аудиторная оценка (Раздел 3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги перевод с английского А. Боковиков, Е. Дайчик, Т. Драбкина, И. Меркулова, А. Мирер, В. Соснин, Е. Стишова, И. Хамитова, А. Харитонов - Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика - ООО "Когито-центр" - 2015 - 496с. - ISBN: 978-5-89353-338-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109184
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005