• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Transgenerational Approach

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Трансгенерационный подход» посвящен знакомству с базовыми концепциями теории семейных систем М.Боуэна, а также овладение принципами построения и анализа генограмм. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать понятия и базовые концепции теории семейных систем М.Боуэна. Уметь построить и проанализировать генограмму (схематическое изображение семьи в трех и более поколениях) на материале семейной истории, с использованием основных концепций теории Боуэна. Приобрести опыт построения и анализа генограммы на материале художественного произведения. Для специализаций «Системная семейная терапия» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Теория и методология современной психологии» (прежде всего – раздел «Теория и методология системного подхода. Школы классической системной семейной психотерапии»). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии»; «Развитие основных техник системного подхода»; квалификационная практика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с базовыми концепциями теории семейных систем М.Боуэна
  • овладение принципами построения и анализа генограммы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия и концепции теории семейных систем М.Боуэна. Знает принципы психотерапевтической работы в рамках данного подхода.
  • Понимает основные принципы построения генограммы. Владеет сбором данных о расширеннной и нуклеарной семье.
  • Умеет анализировать полученную при сборе данных информацию.
  • Владеет понятием «треугольник», знает вариации его функционирования, умеет определять функциональную позицию человека.
  • Знает стратегии работы в данном подходе.
  • Знает особенности работы с супружескими проблемами, проблемами сепарации, профессионального развития и др.
  • Умеет применять полученные знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия и концепции теории семейных систем М.Боуэна. Принципы психотерапевтической работы.
    • Теория Боуэна- это теория об основных законах функционирования всего живого. (2 часа) Понятие «Эмоциональной системы». Эволюционный подход. (1 час) • Восемь основных концепций теории Боуэна: (5 часов) 1.Эмоциональные процессы ядерной семьи, 2. Процессы межпоколенческой передачи, 3. Концепция взаимосвязанных треугольников, 4. Уровень дифференциации «Я», 5. Сиблинговая позиция, 6. Концепция эмоционального разрыва, 7. Проективные процессы в эмоциональной системе, 8. Социальная регрессия. • Основы психотерапевтической помощи в подходе М.Боуэна. Повышение функционального уровня дифференциации «Я», детриангуляция из семьи происхождения, преодоление эмоциональных разрывов, способы снижения тревоги в системе и в индивидуальном функционировании. Коучинг как вид взаимодействия между терапевтом и клиентом. (2 часа)
  • Тема 2. Основные принципы и методы построения генограммы. Сбор информации о нуклеарной и расширенной семье и построение генограммы на протяжении нескольких поколений.
    • Стадии терапевтической работы в подходе М.Боуэна: обзор семьи, построение генограммы; вычленение функциональных паттернов индивидуума (как отдельного члена семьи); формулирование стратегии изменения функционирования в паттернах межличностного взаимодействия; работа по изменению себя, детриангуляция из семьи происхождения. • Основные принципы и методы построения генограммы. Символы используемы для изображения генограммы. Соотношение актуального запроса клиента и построения генограммы. План сбора данных по семейной истории – состав ядерной семьи; взгляд членов семьи на предъявляемую проблему; информация о ядерной эмоциональной системе; состав расширенной семьи, информация о расширенной семье. Построение генограммы на протяжении нескольких поколений. • На основе литературного произведения, слушатели строят генограмму героя данного произведения. Для построения генограммы слушатели задают вопросы преподавателю, отвечающему от лица героя произведения.
  • Тема 3. Анализ полученной информации. Простраивание связи между симптомом и семейной историей; понижение тревоги; отслеживание семейных паттернов реагирования.
    • Анализ полученной информации об эмоциональной системе семьи – развитие симптома; стадия жизненного цикла; эмоциональные процессы в ядерной семье; стрессоры семьи; эмоциональная реактивность; адаптивность семьи; стабильность и целостность расширенной семьи; эмоциональные разрывы, паттерны и темы, присутствующие в семейных полях; уровень дифференциации семьи; фокус терапии; прогноз. • Слушатели проводят анализ генограммы героя литературного произведения. Простраивают связь между вымышленным возможным симптомом и семейной историей, формулируют варианты обратной связи «клиенту» - герою произведения.
  • Тема 4. Функциональная позиция человека. Базовый треугольник. Треугольник как единица анализа семейной системы. Выделение системы треугольников в семейной эмоциональной системе
    • Механизмы функционирования треугольника: достижение оптимального уровня близости/отдаленности между участниками диады; механизм силового давления; механизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения; способ ухода от внутренних проблем пары и их сплочение на основе совместной позиции по отношению к кому-то (или чему-то) третьему. Треугольник как единица анализа семейной системы. Анализ треугольников как инструмент терапевтической работы. • Слушатели строят и проводят краткий анализ базового треугольника (респондент и его родители) в собственной нуклеарной семье. В процессе анализа слушатели определяют характер отношений между каждыми двумя членами семьи и показывают, как каждый из типов отношений обуславливает другие стороны. • Слушатели строят три любых важных треугольника в своей семье, выявляют свою позицию в своем первичном треугольнике и отвечают на вопрос: как включенность в один из таких треугольников обусловила характеристики другого треугольника, который человек образовал уже в собственной семье. Далее слушатели описывают позиции в своем рабочем «треугольнике», сравнивают позиции в своем рабочем и первичном треугольнике и отвечают на вопрос: что общего они видят в их собственном функционировании в этих двух системах треугольников.
  • Тема 5. Практика работы. Стратегии работы. Планирование изменений и предписания; понижение реактивности; работа с solid-self клиента.
    • Что такое стратегии изменения. Основные стратегии: по возможности всегда уделять внимание каждому основному семейному событию; при любой возможности действовать так, чтобы исправить свое функционирование по отношению к другим; планирование и соблюдение плана «входа» и «выхода» из системы; работа с эмоциональными разрывами. Построение собственной позиции. • Планирование изменений и предписания. Изменение роли терапевта. Понижение реактивности и работа с solid-self клиентов. • На основе построенной и проанализированной генограммы героя литературного произведения слушатели определяют и обосновывают стратегии и фокусы работы, а также формулируют возможные предписания.
  • Тема 6. Работа с отдельными проблемами в рамках трансгенерационного подхода М.Боуэна
    • Супружеские проблемы • Проблемы сепарации, трудности взаимоотношения взрослых детей с родителями • Трудности профессионального развития, достижения материального благополучия • Механизм формирования и межпоколенческая передача психической, физической, социальной дисфункции • Влияние болезни, смерти на функционирование эмоциональной системы семьи • Взгляд подхода М.Боуэна на проблему алкоголизма в семейной системе • Взгляд подхода М.Боуэна на проблему инцеста в семейной системе
  • Тема 7. Построение и анализ генограммы по художественному произведению.
    • Построение и анализ генограммы по художественному выполняется слушателями самостоятельно и оформляется в виде эссе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Эссе по построению и анализу генограммы, составленной на основе художественного произведения
    Эссе должно быть сдано за 20 дней до даты экзамена.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Орезульт = 0,5* Онакопл+ 0,5*Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы современной психотерапии : учеб. пособие, Черников, А. В., 2001
  • под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги перевод с английского А. Боковиков, Е. Дайчик, Т. Драбкина, И. Меркулова, А. Мирер, В. Соснин, Е. Стишова, И. Хамитова, А. Харитонов - Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика - ООО "Когито-центр" - 2015 - 496с. - ISBN: 978-5-89353-338-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109184

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017