• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Advanced Microeconomics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. В нем также анализируются принципы микроэкономической политики и роль государства в распределении ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса - овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет находить спрос потребителя и проводить анализ сравнительной статики, умеет объяснить наблюдаемый выбор потребителя
  • Умеет формализовать задачу и построить модель выбора в условиях неопределенности, найти выбор агента и провести анализ сравнительной статики, умеет проинтерпретировать полученные результаты
  • Умеет находить спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, умеет объяснять связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
  • Умеет построить модель частичного равновесия, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет анализировать последствия государственного регулирования в рамках модели частичного равновесия и объяснять полученные результаты
  • Умеет построить модель монополии/монопсонии (в том числе при ценовой дискриминации), найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
  • Знает ключевые концепции теории игр и умеет применять их для анализа стратегического взаимодействия, умеет находить равновесие в моделях олигополии, анализировать его эффективность, проводить анализ сравнительной статики и объяснять полученные результаты
  • Умеет построить модель частичного равновесия при наличии экстерналий/общественных благ, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
  • Умеет построить модель частичного равновесия при наличии асимметрии информации, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать способы решения проблемы и анализировать их эффективность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория потребителя
    Предпочтения и полезность. Выбор потребителя. Спрос и сравнительная статика. Декомпозиция Слуцкого. Выбор при натуральном доходе. Предложение труда и многопериодный выбор. Денежная оценка выигрыша потребителя.
  • Выбор в условиях неопределенности
    (Индивидуально) рациональное поведение в условиях неопределенности. Контингентные товары, ожидаемая полезность, отношение к риску. Выбор в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив.
  • Теория производителя
    Технологии. Минимизация издержек. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
  • Частичное равновесие (совершенная конкуренция)
    Рыночный спрос. Предложение конкурентной отрасли и частичное равновесие. Частичное равновесие и оптимальность. Анализ государственной политики.
  • Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение
    Максимизация прибыли монополистом. Неэффективность монополии и регулирование. Монопсония. Ценовая дискриминация (совершенная дискриминация, сегментирование, дискриминация второго типа на простейшем примере).
  • Рыночные структуры: стратегические взаимодействия
    Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх) Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Дифференцированные товары.
  • Провалы рынка: экстерналии и общественные товары
    Экстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника
  • Провалы рынка: асимметрия информации
    Ненаблюдаемые характеристики и проблема неблагоприятного отбора. Варианты решения. Ненаблюдаемые действия и проблема оппортунистического поведения. Варианты решения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий квизы 1-го модуля
    В случае неявки студенту выставляется 0 баллов. Квизы не подлежат пересдаче/переписыванию даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • неблокирующий квизы 2-го модуля
    В случае неявки студенту выставляется 0 баллов. Квизы и не подлежат пересдаче/переписыванию даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • неблокирующий контрольная работа
    В случае неявки студенту выставляется 0 баллов. Контрольная работа не подлежат пересдаче/переписыванию даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • неблокирующий финальный экзамен
    Экзамен будет проведен в письменном виде на платформе zoom. Для написания экзамена студент должен подключиться к zoom c двух устройств (компьютера и смартфона) и настроить камеры таким образом, чтобы компьютер показывал самого студента, а камера смартфона показывала его стол и экран компьютера. В случае продолжительного разрыва связи более 3 мин. или в случае многократных разрывов вместо письменного экзамена студенту предстоит сдать устный экзамен лектору (никакие билеты для устного экзамена не предусмотрены, студенту будет предложено ответить на теоретические вопросы и решить задачи по разным темам курса). Любой студент, написавший письменный экзамен в zoom, может быть приглашен на устное интервью по результатам экзамена, если полученный балл окажется существенно выше текущей успеваемости студента или возникнут иные подозрения в несамостоятельности выполнения работы. Экзамен и пересдачи могут включать вопросы по любым темам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за курс формируется из средней оценки за квизы 1-го модуля (ОI), средней оценки за квизы 2-го модуля (ОII), оценки за контрольную работу (Ок/р) и оценки за экзамен (Оэкз) согласно формуле: Max(0.1ОI +0.2ОII + 0.25Ок/р +0.45Оэкз; 0.1ОI +0.2ОII + 0.7Оэкз). Данная формула применяется, в том числе, и при проведении пересдач, включая пересдачу на комиссии. Оценка рассчитывается из 100 баллов, а затем конвертируется в 10-балльную
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Michael Spence. (1973). Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics, (3), 355. https://doi.org/10.2307/1882010
  • Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001