• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Russian Language from the Perspective of Teaching it to Foreign Students

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс продолжает курс с тем же названием, читающийся на первом году обучения, и посвящен особенностям русского языка у стандартных говорящих и у людей, унаследовавших его от родителей, но живущих вне языковой среды - эритажных носителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе изучается грамматика и стилистика стандартного русского языка и эритажного языка, а также особенности обучения эритажных носителей в смешанной группе.
  • Данный курс представляет собой первую часть читающейся на первом и втором году обучения дисциплины, посвященной современному русскому языку с точки зрения методики его преподавания иностранцам. На первом году обучения рассматриваются фонетика, семантика, морфология и основные морфосинтаксические явления русского языка.
  • Курс не является вводным и требует знания основных лингвистических терминов, понятий и теорий, рассматривавшихся в курсах "Введение в лингвистику", "Формальное представление естественного языка", "Функциональные модели естественного языка".
  • Пререквизитом курса является одноименный курс, читавшийся на первом году обучения.
  • В курсе рассматриваются основные вопросы русской фонетики, семантики и грамматики, вызывающие трудности у начинающих преподавателей РКИ. Курс подготовит слушателей к продуктивной работе в иностранной аудитории.
  • Прослушав данный курс, студенты научатся успешно обучать русскому языку иностранцев, а также его эритажных носителей: двуязычных детей и взрослых - как в смешанной, так и в несмешанной группе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Используют основные принципы активного интегрального описания языка в преподавании конкретных грамматических тем иностранцам.
  • Могут воспроизвести основные идеи московской семантической школы.
  • Могут воспроизвести основные принципы интегрального описания языка, активного описания языка.
  • Могут дать определение основных грамматических терминов.
  • Могут дать толкование лексической единицы L, используя принципы Московской семантической школы.
  • Могут использовать основные идеи Московской семантической школы при объяснении иностранному студенту значения произвольной единицы русского языка.
  • Могут объяснить причину фонетической трудности Х для носителя языка Y.
  • Могут проинтерпретировать возможные причины грамматических ошибок иностранных студентов.
  • Могут прочитать и написать транскрипцию русского текста
  • Могут сформулировать правила употребления грамматических единиц в формате "если Р, то Q".
  • Воспроизводит не менее 2 стратегий обучения эритажных носителей в смешанной группе (HL + FL)
  • Воспроизводит не менее 3 особенностей уровней владения эритажным языком: HL1 + HL2
  • Воспроизводит определения ключевых понятий теории эритажного языка, может привести не менее 3 факторов, влияющих на формирование языковой компетенции у носителя эритажного языка.
  • Зная необходимое и достаточное количество социолингвистических параметров, относит говорящего к определенному типу носителей эритажного языка или к носителю L2.
  • Из существующей лингводидактической литературы студент выбирает материал, точно и полно отражающий грамматические явления, связанные с темой. Объясняет, почему такой-то и такой-то материал хорош, а такой-то и такой-то плох для урока.
  • Могут воспроизвести не менее 3 элементов каждого стиля речи, вызывающего трудности у носителей эритажного языка, могут дать студенту рекомендации, разрешающие эти трудности.
  • Находит грамматические ошибки в речи эритажных носителей, классифицирует их, определяет причины этих ошибок.
  • Определив тип носителя эритажного языка, может разработать программу его обучения по конкретному запросу.
  • Прочитав теоретическую литературу по теме, студент перифразирует основные положения прочитанного так, чтобы они были понятны и полезны иностранным учащимся.
  • Самостоятельно создает лингводидактические материалы по теме.
  • Студент воспроизводит определения основных понятий, связанных с темой.
  • Студент находит в тексте и интерпретирует явления, иллюстрирующие правила, связанные с темой, и ошибки на эти правила.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эритажный язык и эритажные носители языка
  • Грамматика эритажного русского языка
  • Стилистика эритажного языка
  • Эритажные студенты в смешанной аудитории
  • Грамматика стандартного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка, проведение и анализ урока по грамматике
  • неблокирующий Контрольная работа по фонетике
  • неблокирующий тесты
    Тесты по содержанию занятий
  • неблокирующий Экзамен по грамматике
  • неблокирующий Домашние задания
    По каждому разделу преподаватель, сведущий занятия, формирует домашние задания, связанные с чтением и конспектированием литературы и/или созданием самостоятельных учебных материалов
  • неблокирующий Экзамен по грамматике (2 курс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Домашние задания + 0.6 * Контрольная работа по фонетике + 0.2 * тесты
  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Домашние задания + 0.2 * Разработка, проведение и анализ урока по грамматике + 0.41 * Экзамен по грамматике + 0.29 * тесты
  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.6 * Экзамен по грамматике (2 курс) + 0.2 * тесты + 0.05 * тесты
  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Домашние задания + 0.7 * тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Милославский, И. Г.  Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для академического бакалавриата / И. Г. Милославский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07851-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434557 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Современный русский язык : учебное пособие для вузов / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06912-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437826 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Шнитке Екатерина
  • Зибер Инна Арнольдовна
  • Леонтьева Анна Леонидовна
  • Еремина Ольга Сергеевна