• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Health Administration and Economics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Организация и финансирование здравоохранения-2» позволит расширить знания магистров второго года обучения по вопросам теории и практики развития российского и зарубежного здравоохранения, включая освоение современных экономических методов управления отраслью, способность оценки эффективности альтернативных механизмов управления и организации медицинской помощи. Главная форма оценивания работы магистра - письменный тест по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение базовых знаний о медицине и системе здравоохранения, развитии научной основы медицины и формировании знаний по теории и практике развития систем здравоохранения;
  • Целями освоения дисциплины «Организация и финансирование здравоохранения-2» является получение знаний по теории и практике развития систем здравоохранения.
  • Освоение студентами основных процессов, реализуемых в системе здравоохранения, научными их основаниями и технологиями управления, в том числе экономическими процессами на макро- и микроуровнях в различных странах мира и в Российской Федерации;
  • Подготовка студента к использованию новых технологий управления в российской практике с учетом процессов развития системы в условиях экономического кризиса и реализации технологий программного подхода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основы организации и экономики здравоохранения. Студент умеет критически интерпретировать публикации научных медицинских исследований.
  • магистры знают принципы и формы организации и финансирования здравоохранения, основные положения экономики здравоохранения, систему управления здравоохранением в России, наиболее серьезные научные работы по организации и экономике здравоохранения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика рынков медицинских услуг и медицинского страхования. Механизмы смягчения провалов рынка
  • Тема 1. Медицина как социальная практика
  • Функциональное разделение систем финансирования здравоохранения
  • Тема 2. Общественное здоровье
  • Методы оплаты медицинской помощи: анализ российского и зарубежного опыта
  • Тема 3. Происхождение медицинских технологий и их оценка
  • Преобразования в российской системе обязательного медицинского страхования: ожидания и реальные процессы
  • Тема 4. Социальные аспекты эффективности системы здравоохранения
  • Рыночные отношения в системе общественного здравоохранения. Формирование рисковой модели участия страховых компаний в ОМС
  • Тема 5. Технологии обеспечения качества в медицине
  • Кадровая политика в здравоохранении. Механизмы преодоления структурных диспропорций
  • Тема 6. Стандартизация в здравоохранении
  • Интеграция деятельности отдельных медицинских служб – новое направление реструктуризация системы здравоохранения
  • Тема 7. Организация здравоохранения в России и зарубежных странах
  • Измерение деятельности медицинских организаций. Независимая оценка качества медицинской помощи
  • Тема 8. Управление здравоохранением
  • Опыт реформирования зарубежных систем здравоохранения
  • Тема 9. Оценка эффективности государственного управления в сфере здравоохранения
  • Перспективы развития российского здравоохранения
  • Тема 10. Организация лекарственного обеспечения населения в России и зарубежных странах
  • Тема 11. Управление качеством медицинской помощи
  • Тема 12. Функции и системы финансирования здравоохранения
  • Тема 13. Формы экономической мотивации в здравоохранении
  • Тема 14. Направления и механизмы реформирования российского здравоохранения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания для подготовки к семинарам
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задание: Предложить для организации, в которой работает студент, структуру, нацеленную на улучшение важных характеристик работы организации или ее подразделения - предложить проект, нацеленный на решение актуальных для организации проблем.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 1. При каких обстоятельствах возникли больницы в Европе? 2. На каких принципах основана классификация болезней? 3. Как устанавливается эффективность диагностических тестов? 4. Как устанавливается эффективность лечебных вмешательств? 5. Как устанавливается эффективность профилактических вмешательств? 6. Чем доказательная медицина отличается от оценки медицинской технологии? 7. Что такое клинические рекомендации? 8. Что такое список жизненно важных лекарственных средств? 9. Чем нужда, потребность и спрос отличаются друг от друга? 10. Что такое качество жизни, и как его измеряют? 11. Что такое инвалидность? 12. Что такое средняя продолжительность предстоящей жизни? 13. Значение заболеваемости для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи. 14. Каковы основные типы систем здравоохранения? 15. Роль и место здравоохранения в экономике народного хозяйства. 16. Назовите основные субъекты системы здравоохранения. 17. Какое значение имеют преемственность и взаимосвязь между различными лечебно-профилактическими учреждениями? 18. Что такое стационарозамещающие формы медицинской помощи? 19. Назовите основные источники финансирования здравоохранения. 20. Что такое бесплатная медицинская помощь? 21. Дайте характеристику лекарственного обеспечения в России.
  • неблокирующий оценка за работу на семинарах
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за письменный экзамен
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за работу на семинарах
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
  • неблокирующий оценка за письменный экзамен
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы лекции, индивидуальных и групповых эссе и слайдов, а также вопросов, задаваемых преподавателями, в инициативной постановке вопросов для обсуждения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Доклад на семинаре (эссе или презентация) Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме индивидуального эссе или общей презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Новые подходы к оплате стационарной помощи», «Пути формирования рисковой модели обязательного медицинского страхования», «Реформирование ОМС в Нидерландах: применим ли этот опыт в России». Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Экзамен письменный Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примеры экзаменационных вопросов: 1) «Каковы механизмы нейтрализации эффекта «спрос, спровоцированный предложением?» 2) «В чем состоят преимущества обязательного медицинского страхования по сравнению с добровольным? Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,3 * оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за доклад на семинаре + 0,5 * оценка за письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.5 * Эссе + 0.5 * Домашние задания для подготовки к семинарам
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * оценка за работу на семинарах + 0.7 * оценка за письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Скляр, Т. М. Экономика и управление здравоохранением [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Т. М. Скляр. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 184 с. - ISBN 5-288-03494-Х - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/493503
  • Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Российское здравоохранение: проблемы управления и эффективность [Электронный ресурс] : монография / А.А. Шабунова и др.; под общ. ред. А.А. Шабуновой. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 244 с. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019469 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019469
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, [монография], Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 318 с., Шейман, И. М., 2007
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман, И. М., 2007