• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Advanced Polish Studies

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Vasiliev, Aleksey

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ставит целью подготовить новые поколения специалистов-полонистов и специалистов по региону Центральной и Восточной Европы в целом. Потребность в таких специалистах испытывает как современная российская наука, так и различные сферы практической деятельности, включая деятельность институтов гражданского общества, государственное управление, культурную политику, международные отношения, бизнес, деятельность общественных и неправительственных организаций. За последние десятилетия в российской науке в этом отношении образовалась серьезная «поколенческая лакуна». Новые специалисты должны обладать современным объемом научного знания в области полонистики и методологий социально-гуманитарного анализа, быть способными проводить научные исследования, осуществлять экспертную и проектную деятельность в сфере социокультурных практик на уровне, отвечающем актуальному состоянию научного знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с рассмотрением проблем польской истории и формирования польской национальной идентичности. Курс нацелен на анализ механизмов исторической динамики польского общества, формирования польской национальной территории, маркеров идентичности, процессов культурных трансферов и формирования культурных границ. Особое внимание уделяется анализу значения культурной памяти, традиции и культурного наследия в процессах формирования и трансформаций польской национальной идентичности, влияния на польскую культуру процессов взаимодействия культур Востока и Запада. Курс может опираться на материалы изученных ранее студентами курсов всемирной и отечественной истории, истории литературы, истории искусства, культурологии и политологии. Курс также создает предпосылки для более успешного изучения курсов по всемирной истории, истории Центрально-Восточной Европы, истории культуры и истории искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историографическую, историко-антропологическую и мемориально-символическую сущность сарматизма.
  • Знает основное содержание реформ последнего периода существования Речи Посполитой. Понимает значение Конститутции 3 мая в польской национально памяти.
  • Знает основные вехи военно-политической истории Речи Посполитой XVII в. Знает символическое значение этих событий для национальной памяти.
  • Знает основные вехи военно-политической истории участия Польши во IIWW. Понимает символическое значение событий этого периода для национального сознания.
  • Знает основные вехи истории феодальной раздробленности Польши, характерные черты развития отдельных территорий.
  • Знает основные вехи политической истории ПНР, польской эмиграции и оппозиционного движения.
  • Знает основные вехи политической истории этого периода. Понимает значение Ядвиги и Ягелло как символических фигур для польской и литовской культур.
  • Знает основные вехи политической истории ягеллоновского периода. Понимает сущность «ягеллоновской идеи»
  • Знает основные вехи польской истории наполеоновской эпохи. Понимает сущность и значение «наполеоновской легенды».
  • Знает основные дилеммы польской идентичности после разделов. Понимает значение культурных проектов рубежа XVIII-XIX вв. для польской культуры.
  • Знает основные направления политики Казимира Великого и роль периода его правления для формирования национальной идентичности.
  • Знает основные политические проекты восстановления Польского государства и основные черты политической, социально-экономической и культурной жизни II RP.
  • Знает основные события польских восстаний периода разделов. Понимает роль повстанческой традиции в польской идентичности.
  • Знает основные события, связанные с заключением унии и ее содержание. Понимает роль унии в польской национальной памяти.
  • Знает основные этапы и механизмы формирования современной польской нации.
  • Знает основные этапы политической и социально-экономической трансформации Польши, основные направления идейно-политической партийной борьбы.
  • Знает основные этапы польско-литовской интеграции. Понимает значение Грюнвальдской битвы как «места памяти».
  • Знает основные этапы формирования раннефеодального Польского государства. Понимает значение «истоков» как «места» национальной памяти.
  • Знает политико-правовые основы функционирования выборной монархии, понимает роль магнатов и шляхты во взаимоотношениях с монархией.
  • Знает специфические черты развития польских земель в составе Пруссии (Германии), Российской империи и Габсбургской монархии (Австро-Венгрии).
  • Знает сущность дискуссий о месте XVI века в польской истории. Знает основных деятелей и достижения польского Ренессанса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение и зарождение Польского государства. «Истоки» как место польской национальной памяти.
  • Период раздробленности Польского королевства. Предпосылки формирования национального сознания.
  • Объединенное Польское королевство. Казимир Великий и его легенда.
  • От Анжуйской династии к Ягеллоновской монархии. Ядвига и Ягелло.
  • Этапы польско-литовской интеграции. Война с Орденом. Грюнвальд.
  • Эпоха Ягеллонов. Формирование шляхетского государства. Ягеллоны и Габсбурги.
  • «Золотой век». XVI век в польской истории и польской памяти.
  • Люблинская уния. Историческое и символическое значение.
  • Формирование системы выборной монархии. Шляхетская Республика: социально-политические и хозяйственные структуры.
  • Речь Посполита XVII века. «Потоп». Начало общего ослабления государства.
  • Сарматизм: историографическая концепция-тип культуры-место памяти.
  • XVIII столетие: кризис-попытки реформ-распад государства. Разделы Речи Посполитой.
  • Польская идея и польская идентичность после разделов. Сентиментализм и романтизм в польской культуре.
  • Наполеон и польский вопрос. Герцогство Варшавское. Наполеоновский миф в польской культуре.
  • Польские восстания периода разделов. Повстанческая традиция и национальная идентичность.
  • Польские земли в составе государств-захватчиков. Польское национальное движение.
  • Проблемы формирования современной польской нации. От «шляхетской нации» к современной нации.
  • Польский вопрос в мировой политике. Восстановление польского государства. Межвоенная Польша. Наследие II RP
  • Польша и поляки в период Второй мировой войны. Катынь. Варшавское восстание.
  • Советизация Польши. «Народная Польша»: от возникновения к упадку. «Солидарность».
  • Посткоммунистическая трансформация. Модель польской национально идентичности как объект партийно-политической борьбы. Историческая политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.6 * Активность + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Trojanowska, T., Niżyńska, J., Czapliński, P., & Polakowska, A. (2018). Being Poland : A New History of Polish Literature and Culture Since 1918. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1937004
  • Кулжинский И.Г. — История Польши - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-37499-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/44630

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грецкий, И. (2011). Белые Пятна Черные Пятна: Сложные Вопросы В Российско-Польских Отношениях / Под Общ. Ред. А. В. Торкунова, А. Д. Ротфельда Отв. Ред. А. В. Мальгин, М. М. Наринский. М.: Аспект Пресс, 2010. 823 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E98E5C11