Summary of Degree Programme
46.04.01 History
No
2 года 6 месяцев
Part-time, 120 з.е.
RUS
Instruction in Russian
Master
No
With online tools
2023/2024 Academic year
Contemporary History Studies in History Instruction at Secondary School
- КОР-1 Использует исторические источники и научную литературу для подготовки собственного конкретно-исторического исследования.
- КОР-2 Умеет обосновывать выбор методов и приемов для сбора и обработки ретроспективной информации, проверку гипотезы исследования и верифицируемости полученных результатов.
- КОР-3 Имеет навыки академического письма при изложении результатов научно-исследовательской деятельности (рецензия, презентация, эссе, статья и т.д.).
- КОР-4 Имеет навыки презентации и публичной защиты результатов проведенного исследования.
- КОР-5 Использует исторические источники и научную литературу в педагогической практике.
- проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
- анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
- представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
- осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
- анализировать полученную информацию с использованием современных программных средств;
- осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
- извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
- мотивировать учащихся на самостоятельную работу;
- формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
- выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
- готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Умеет выделять верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию.
- ПК-2 Корректно использует различные виды ретроспективной информации для создания научных реконструкций событий прошлого.
- ПК-3 Разрабатывает корректные методы адаптации данных современной исторической науки для преподавания истории школьникам.
- ПК-4 Способен подготовить учебные тексты и методические разработки для школьных и внешкольных занятий.
- ПК-5 Способен дать экспертную оценку существующей учебной литературы.
Учебный план программы содержит три блока, состоящие из: 1) обязательных курсов и нескольких курсов по выбору; 2) проектной и научно-исследовательской работы, а также подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и 3) государственной итоговой аттестации, предусматривающей защиту выпускной квалификационной работы. Каждый блок учебного плана решает свою задачу.
Первый блок включает базовую часть, в которую входят курсы «История исторической науки», «Актуальные проблемы исторических исследований», «Методология исторического исследования», «Источниковедение», а также блок дисциплин по выбору, что позволяет каждому студенту сформировать индивидуальный учебный план с учетом своих потребностей и возможностей. Дисциплины по выбору анонсируются на очных сессиях. Обязательным условием обучения по программе является связь теоретических дисциплин с профессиональной и педагогической практикой студентов, а также с научно-исследовательским семинаром. Завершающим этапом обучения по программе является подготовка выпускной квалификационной работы, включающей конкретно-историческое исследование. В совокупности курсы программы покрывают все необходимые области знаний, умений и навыков, без которых невозможно преподавание школьного курса истории на уровне современных требований.
Современные методы преподавания истории подразумевают бо́льшую активность и вовлеченность учеников, чем несколько десятилетий назад: работу с текстами, дискуссии, научные реконструкции прошлого и так далее. Чтобы соответствовать новым требованиям науки и школы, учитель истории должен овладеть навыками источниковедческого анализа, грамотно работать с историографией, читать, интерпретировать и комментировать исторические источники. В отличие от подавляющего большинства магистерских программ по истории, мы отказались от дублирования и расширенного воспроизводства общих «фактологических» курсов и предметов. Основное внимание сосредоточено на новых направлениях и методиках исторических исследований. Большинство учебных курсов, изучаемых по данной программе, не имеет аналогов не только в России, но и за рубежом. Все это не только поможет учителю освоить современные приемы исторического, историографического и источниковедческого анализа и синтеза, но и позволит существенно разнообразить его педагогический арсенал, привести его в соответствие с нынешними требованиями школьного исторического образования.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
