• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Asia-Pacific Region in a Globalizing World: Politics, Economics, Security

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов 1 курса направления 41.04.05 «Международные отношения» подготовки магистра. Целью освоения дисциплины является получение студентами целостного представления о политических и экономических процессах в АТР, их концептуальных оценках в современной академической литературе, развитии отдельных стран и субрегионов АТР, основных региональных проблемах, позициях отдельных стран АТР по ключевым международным и региональным вопросам. В задачи курса входит: выявить особенности теоретических подходов к анализу региональных процессов в АТР; проследить эволюцию процессов регионализма в АТР; оценить результаты основных экономических и политических преобразований в АТР (как на уровне отдельных стран, так и региональных объединений); рассмотреть основные внутренние и внешние вызовы развитию АТР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить целостное представление о теоретических и практических аспектах развития АТР, основных региональных проблемах, позиции отдельных стран АТР по ключевым международным и региональным вопросам, а также специфике экономических и политических процессов в АТР (в том числе в страновом срезе).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует основные этапы создания, принципы и документы ШОС.
  • Аргументирует новую роль США в международной системе после окончания «холодной войны», усиление односторонности.
  • Аргументирует оценку межамериканского сотрудничества в контексте развития отношений в АТР, в том числе через межрегиональные институты развития.
  • Выявляет особенности внешней политики Японии и ее роль в региональных экономических и политических процессах.
  • Выявляет особенности формирования понятия Азиатско-Тихоокеанского региона, а также различных географических интерпретаций и его субрегионов.
  • Дает оценку основным проблемам и рискам для стран в АТР, а также перспективам вовлечения России в экономические процессы в регионе.
  • Дает характеристику основным проблемам и перспективам развития Корейского полуострова, а также эволюции отношений между РК и КНДР.
  • Дает характеристику ЮВА как отдельного субрегиона
  • Называет сильные и слабые стороны ТТП и ВРЭП.
  • Объясняет особенности современного геополитического положения КНР и его участие в международных организациях региона.
  • Описывает исторические, политические и социально-экономические предпосылки формиро-вания индийской политики «взгляда на Восток» (Look East Policy) и перехода к политике «действуй на Востоке» (Act East Policy).
  • Описывает этапы формирования, особенности, структура и принципы функционирования АТЭС.
  • Определяет и анализирует интересы основных региональных игроков в рамках ТТП и ВРЭП.
  • Определяет перспективы участия России в АТЭС.
  • Определяет позиция России относительно ТТП и ВРЭП.
  • Характеризует особенности взаимодействия Канады со странами АТР, а также политики Австралии в условиях американо-китайских противоречий в регионе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия в Азии: понятие и подходы
  • Китай как ведущая держава АТР
  • Япония в АТР: история и современность
  • Корейский полуостров: история и проблемы
  • Подходы США к АТР
  • Канада, Австралия и Новая Зеландия как участники процессов в АТР
  • Государства Латинской Америки как часть АТР
  • Государства Юго-Восточной Азии как часть АТР. Роль АСЕАН и связанных с ней структур
  • Индия и АТР
  • Шанхайская организация сотрудничества: формирование и развитие
  • АТЭС и экономическое сотрудничество в АТР. Старые и новые проекты торговой либерализации в АТР
  • Азиатская Россия и вхождение России в АТР: история и современность. Новые процессы в АТР: борьба за влияние и позиция России.
  • Защита проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссиях на лекциях, работа на семинарских занятиях
    Способ округления оценки – арифметический, в пользу студента.
  • неблокирующий Эссе
    Текст не более 10 тыс. знаков с пробелами. Способ округления оценки – арифметический, в пользу студента.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3a50c00706eeb4492ca5d1a1d65031a6b9%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=f64e36ca-8a6f-40e3-9444-911af9aba08f&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). Формат экзамена – open book examination. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. В начале экзамена все обучающиеся должны подключиться c видео и звуком к общему собранию и отметить свое присутствие. Каждый студент получает два вопроса, по содержанию соответствующих вопросам для подготовки к экзамену, содержащимся в рабочей программе дисциплины, однако формулировки вопросов будут изменены в целях исключить возможность подготовки ответов на экзаменационные вопросы заранее. Для участия в экзамене студент обязан: заранее открыть на компьютере пустой файл Word и озаглавить его в формате «ФИО-ответ». Студентам необходимо оставлять включенным режим собрания на протяжении всего экзамена. Во время экзамена студенты могут задавать уточняющие вопросы преподавателю по сути экзаменационных заданий. Разрешается пользоваться любыми бумажными или электронными материалами, однако при этом необходимо ссылаться на источник данных (в формате «автор-название книги/статьи» либо ссылка на интернет-страницу в скобках после соответствующего тезиса). Используемые материалы необходимо перефразировать, прямые заимствования или цитаты не допускаются. Все ответы будут проверяться в системе антиплагиат. Структура ответа должна носить аналитический характер в формате «тезис-аргументация». Время на выполнение экзаменационного задания – 30 минут. По итогам выполнения задания ответ (файл Word) должен быть загружен в соответствующее задание на платформе Ms Teams. При выставлении экзаменационной оценки учитывается работа студентов в рамках занятий по курсу в 3 и 4 модуле. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на период не более 2 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Участие в дискуссиях на лекциях, работа на семинарских занятиях + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Capling, A., & Ravenhill, J. (2011). Multilateralising regionalism: what role for the Trans-Pacific Partnership Agreement? Pacific Review, 24(5), 553–575. https://doi.org/10.1080/09512748.2011.634078
  • Koldunova, E. (2019). Russia and Regional Institutions in the Asia-Pacific Region. Russian Social Science Review, 60(2), 162. https://doi.org/10.1080/10611428.2019.1601984
  • Luttwak, E. (DE-588)120827115, (DE-576)162062117. (2012). The rise of China vs. the logic of strategy / Edward N. Luttwak. Cambridge, Mass. [u.a.]: Belknap. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.382479831
  • McNamara, D. L. (2007). CHARLES K. ARMSTRONG, GILBERT ROZMAN, SAMUEL S. KIM, and STEPHEN KOTKIN, editors. Korea at the Center: Dynamics of Regionalism in Northeast Asia. (Northeast Asia Seminar.) Armonk, N.Y.: M. E. Sharpe. 2006. Pp. xiii, 319. Cloth $84.95, paper $29.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.623F3487
  • Азиатский многоугольник : конфликтность и потенциал интеграции, Караганов, С. А., 2007
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
  • Лунёв С. И. - РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ: ИНДИЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-11242-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalizaciya-i-integraciya-indiya-i-yuzhnaya-aziya-444791

Рекомендуемая дополнительная литература

  • DENT, C. M. (2013). Paths ahead for East Asia and Asia-Pacific regionalism. International Affairs, 89(4), 963–985. https://doi.org/10.1111/1468-2346.12054
  • Haokip, T. (DE-627)1479415448, (DE-576)409415448, aut. (2015). India’s Look East policy and the Northeast Thongkholal Haokip. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425168743
  • The RCEP: New Asian regionalism and the Global South. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F35940B1
  • Восток и политика : полит. системы, полит. культуры, полит. процессы: науч.-метод. комплекс: учеб. пособие для вузов, Воскресенский, А. Д., 2011
  • История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009
  • Мировая политика : учеб. пособие, Бордачев, Т. В., 2007