• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Policy towards to MENA Region

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Обострение международной ситуации, острый конфликт между коллективным Западом и РФ объективно ведут к возрастанию роли государств Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (БВСА) в российской внешней политике, финансовых, торговых, экономических связях России с зарубежными странами. От того, какую позицию будут занимать государства региона в вопросах ценообразования на энергоносители, в отношении попыток НАТО «подтянуть» государства БВСА к своим интеграционным антироссийским схемам во многом зависят внешние условиях, в которых будет находится Россия в средне- и долгосрочной перспективе. В настоящем курсе в сжатой форме будут изложены наиболее существенные вопросы, касающиеся истории, нынешнего состояния и прогноза дальнейшего развития связей нашей страны с государствами, региональными и субрегиональными организациями Ближнего Востока. Автор курса, в течение нескольких десятилетий работавший в странах региона, поделится своими оценками и наблюдениями, касающимися особенностей взаимодействия с политиками и представителями бизнес-элиты ближневосточных государств
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Политика России на Ближнем Востоке и Северной Африке» являются: – ознакомление студентов с историей получения ближневосточными странами независимости, с той ролью, которая принадлежала СССР в поддержке народов этих стран в их борьбе за сохранение и укрепление своего суверенитета; - ознакомление студентов с конфликтными и кризисными ситуациями на Ближнем Востоке и политикой России, направленной на их разблокирование; – ознакомление студентов с особенностями развития двусторонних связей России с наиболее важными государствами региона в политической. торгово-экономической и гуманитарной области; – развитие навыков анализа ситуации в регионе и в отдельных странах, выработки реалистичных предложений, направленных на улучшение имиджа нашей страны в регионе, расширение и диверсификации связей в различных сферах на взаимовыгодных условиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет исторически обусловленные традиции взаимоотношений России с народами БВСА.
  • Анализирует конкретные проявления поддержки, которую СССР оказывал народам региона в их борьбе за достижение независимости и отражения агрессии со стороны стран Запада
  • Понимает причины поддержки Москвой резолюции 194 ГА ООН по Палестине, знает основные события, связанные с ближневосточным кризисом и позицию Москвы по этим событиям.
  • понимает решения, лежащие в основе мирного ближневосточного процесса в двустороннем и многостороннем формате, знает наиболее важные международные и региональные форумы, которые созывались для решения ближневосточных проблем, роль, который играла Москва в подготовке и проведении этих форумов, владеет фактическим материалом и знает аргументацию российской стороны по проблематике мирного процесса.
  • Представляет направления и формы поддержки со стороны нашей страны экономического суверенитета стран региона, знает наиболее крупные предприятия, возведенные при помощи СССР, РФ, роль этих объектов в формировании основ экономики стран БВСА. Знает основные характеристики сегодняшней ситуации в сфере технико-экономического содействия РФ странам БВСА
  • Понимает историю контактов СССР со странами-членами ОПЕК, понимает причины, в силу которых реальное взаимодействие стран ОПЕК и РФ в сфере воздействия на рынок углеводородов началось только с 2016 года. Знает факторы, влияющие на цены не нефть и подходы Москвы к ключевым проблемам развития ситуации в сфере мировой энергетики и ценообразования на энергоносители. Понимает ключевое значение, которое имеет сотрудничество в этой сфере Москвы и Эр-Рияд
  • Применяет основные вехи развития ВТС с арабскими, ближневосточными странами. Имеет четкое представление об особенностях ближневосточного рынка вооружений. Знает подход российской стороны а организации военного и военно-технического сотрудничества со странами БВСА, владеет наиболее обобщенными данными и ситуации на ближневосточном рынке вооружений по материалам международной статистики.
  • Понимает особенности взаимоотношений Ирана с зарубежными странами после 1979 года, подход Москвы к ведению дел с Тегераном. Представляет существо ядерного досье Ирана, основные вехи развития переговорного процесса по этой тематики, положения Совместного всеобъемлющего плана действий, нынешнее состояние этого вопроса.
  • Понимает историю отношений Турции с Россией, понимает особенности политики Анкары в период президентства Р.Эрдогана. Понимает потенциальную опасность для интересов РФ линии Р.Эрдогана на использование этнических и религиозных моментов для продвижения своих интересов, в том числе, и на территории других стран.
  • Имеет четкое представление о тех позитивных аспектах, которые можно выделить в российско-турецком торгово-экономическом взаимодействии. Понимает важность сбалансированной, прагматичной линии в отношении Турции с учетом всех этих факторов.
  • Понимает принципиальные подходы России к противодействию международному терроризму, в том числе, в регионе БВСА. Знает факторы, которые обусловили принятие Москвой решения об оказании военной помощи САР. Понимает составляющие победы над «исламским государством».
  • Понимает специфику ситуации в странах Магриба, сложности вхождения на рынок государств региона. Знает подходы российской стороны к преодолению этих трудностей и развитию сотрудничества в торгово-экономической и военно-технической сферах.
  • Понимает основные направления сотрудничества со странами региона, представляющие особую значимость для РФ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Традиции российской внешней политики на Ближнем Востоке.
  • Тема 2. Роль СССР в образовании национальных государств в регионе БВСА и защите их суверенитета.
  • Тема 3.Москва и ближневосточный конфликт.
  • Тема 4. Россия: двусторонний и многосторонний форматы ближневосточного мирного процесса. Россия и «второй трек» переговоров по урегулированию конфликтов в регионе.
  • Тема 5. Роль СССР, РФ в укреплении национальной экономики ближневосточных госдударств.
  • Тема 6. Взаимодействие Москвы с Саудовской Аравией нефтепроизводящими странами в вопросах ценообразования на углеводороды.
  • Тема 7. Российская Федерация и торговля оружием: ближневосточный аспект.
  • Тема 8. Российско-иранские отношения, роль Москвы в разблокировании ситуации вокруг ядерной программы Тегерана.
  • Тема 9. Россия и Турция: сложные переплетения интересов и противоречий.
  • Тема 10. Россия и борьбы против экстремизма и терроризма. Помощь Москвы в противостоянии «Исламскому государству» и защите суверенитета Сирии.
  • Тема 11. Отношения России со странами Магриба.
  • Тема 12. Потенциал сотрудничества России с ближневосточными странами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Устный экзамен + 0.4 * Активность на семинарах + 0.4 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ближний Восток : политика и идентичность, , 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Россия и арабский мир : монография, Подцероб, А. Б., 2015