• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Humanities in Digital Age

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих курсах: Компьютерная лингвистика, Цифровые гуманитарные технологии: ресурсы, инструменты, кейсы. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание и опыт создания самостоятельного исследования, не имеющего междисциплинарного характера; владение навыками комментирования и интерпретации художественных текстов; знание базовых процедур первичной обработки любого литературного источника; владение способами поиска научной информации, библиографического поиска. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Социальные сети, Проектирование лингвистических ресурсов и систем, а также при прохождении научно-исследовательской практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе;
  • выработка навыков филологического анализа текста, овладение методологическим и теоретическим аппаратом различных школ текстового анализа;
  • выработка способности интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
  • развитие навыков исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент знает основные подходы к изучению стиха и прозы, нарративных техник, включая новейшие достижения digital humanities
  • студент знает основные методики анализа поэтического и прозаического текста (структурный анализ, нарративный анализ, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ)
  • студент умеет составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации
  • студент владеет навыками самостоятельного чтения, анализа и интерпретации научного текста, а также навыками академического письма и академической речи
  • студент владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
  • Студент владеет навыками самостоятельного чтения, анализа и интерпретации научного текста, а также навыками академического письма и академической речи;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику. Точные и количественные методы в филологии.
    Текстология как точная дисциплина. Digital humanities: совокупность дисциплин, методов и подходов. Новейшие достижения DH и история применения точных методов в отечественной и зарубежной филологии.
  • Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.
    Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария. Типы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию. Возможности Digital humanities применительно к комментаторским практикам.
  • История текста и основные текстологические понятия.
    История текста и ее роль для комментирования и интерпретирования классических текстов. Основные понятия текстологии (основной текст, автограф, копия, черновик/беловик, датировка и проблемы датировок; прижизненные издания) и критики текста. Понятие конъектуры.
  • Проблемы электронного представления текстов в интернет-среде. Текстологические проблемы и количественные методы.
    Проблемы атрибуции и возможно точных методов для их решения. Казус Г. С. Батенькова: история проблемы и попыток ее разрешения. Атрибуция и стилометрия: история проблемы и актуальные возможности Digital humanities.
  • Точные методы анализа стиха и прозы: особенности анализа и «измерение» структурных параметров.
    Введение, история применения точных методов в филологии. Параметры разделения стиха и прозы. Структурированность поэтической речи. Чтение и реферат научных статей, посвященных точным методам анализа стиха. Особенности метрической организации. Для чего нужен формальный анализ и как применяются математические методы? Современные квантитативные методы анализа структуры текста.
  • Количественные и структурные методы в изучении прозы.
    Типология сюжетов и жанров. Сюжетные функции В. Я. Проппа. Поэтика выразительности А. К. Жолковского – Ю. К. Щеглова и ее возможности для описания сюжетики прозаических произведений. Указатели сюжетов.
  • Социальные сети и их применение для описания персонажной структуры прозы и драмы.
    Б. И. Ярхо и Ф. Моретти. Проблемы количественного описания драматургии: специфика жанров. Социальные сети прошлого как исследовательский инструмент в рамках Digital humanities.
  • Изучение языка литературы.
    Разграничение литературоведения и лингвистического подхода к тексту: причины и следствия. Труды В. В. Виноградова: синтез литературоведения и языкознания. Современные языковые подходы. Герменевтические очерки языка пушкинской эпохи (И. А. Пильщиков, И. Г. Добродомов). Проблема описания идиолекта поэтов модернизма, усложнение семантики и способы ее анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность + 0.25 * доклад + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Луков, В. (2009). История литературы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F5F0DA7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурова, Н. В. (2016). «Статистические Методы В Гуманитарных И Экономических Науках»: Итоги Международной Конференции. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, (2), 147–153. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=114305359
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57CAFD22
  • История отечественной литературы. (2018). Ukraine, Europe: Уральский государственный педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A6FAAEC