• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philology in the System of Humanities

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе. Студенты знакомятся с развитием теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в.; учатся интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе; получают навыки исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Филология в системе гуманитарного знания» является знакомство студентов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные историко-культурные и филологические понятия
  • Умеет интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте
  • Умеет анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа
  • Владеет методами, использовавшихся при сравнительно-исторических исследования европейских литератур
  • Владеет навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук
  • Знает научную терминологию основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики)
  • Умеет интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе
  • Владеет навыками филологического анализа источников по истории русской литературы в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий
  • Знает развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология и философия
    В рамках темы рассматриваются избранные подходы, осмысляющие литературу в философском ключе. Эстетика художественного творчества осмысляется как самостоятельная феноменологическая категория (Хайдеггер). Проблема герменевтики. Осмысление мимесиса в гуманитарной теории ХХ века (Делез, Гваттари, Башляр)
  • Социология литература
    П. Бурдье «Поле литературы»: основные понятия (поле, символический капитал, габитус). Применение теории Бурдье к русской литературе: XIX и ХХ век. Проблема социологического подхода к русскому авангарду
  • Проблема литературного канона
    История и формирование русского литературного канона канона. Художественный текст как механизм репликации. Школьный канон и его трансформации. Литературный канон в ГУЛАГе. Связь феномена цитации с литературным каноном
  • Историческая память. Trauma studies
    Современные подходы к исторической памяти (обзор А. Ассман). Проблема памяти в ХХ веке. «Память победителей» и «память побежденных». Память и травма. Современные подходы к коллективной травме. Травма Холокоста и травма ГУЛАГа. Репликация травмы в литературе XIX и XX веков
  • Изучение советского человека
    Феномен советского человека: реальность или исследовательский конструкт? Формы осмысления культуры и антропологической ситуации 1920-1950-х гг. Советский человек как «актер» (Фицпатрик). Альтернативная концепция: советская субъектность (Хелльбек). 1960-е: феномен оттепели. Последнее советское поколение (Юрчак)
  • История понятий и история политических языков
    Почему мы изучаем «политические языки» и «понятия»? Две парадигмы в «истории понятий»: Кембриджская школа и немецкая Begriffsgeschichte. Концепция истории общественной мысли в трудах Кв. Скиннера. Понятие «контекста» и «интенции» у Скиннера. Концепция «политических языков» в работах Дж. Покока. Понятие «идиомы» и теория двух уровней языка у Покока. Социальная история и история понятий в работах Р. Козеллека. Сопоставление двух подходов: сходства и различия в методе
  • Компаративные методы в исторической науке
    Методы сравнения в историографии: история и практика. Основание парадигмы: работы М. Блока по компаративной истории. Немецкая школа «Sonderweg». Ю. Кокка и концепция «ассиметричного сравнения». Компаративная история во Франции: М. Эспань и теория «культурного трансфера». Transnational history, entangled history, histoire croisée: работы М. Вернера и Б. Циммерман
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Письменная работа + 0.7 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бадах Игорь Сергеевич. (n.d.). Мишель Эспань И Михаэль Вернер: У Истоков Теории Культурного Трансфера. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmishel-espan-i-mihael-verner-u-istokov-teorii-kulturnogo-transfera
  • БАШЛЯР ГАСТОН, & СОКОЛОВА Т.Д. (2016). Актуальность истории науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4A79AD1C
  • Делез, Ж. Кафка: за малую литературу [Электронный ресурс] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 114 с. - ISBN 978-5-94193-833-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018071 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018071
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Атнашев, Т. М., & Велижев, М. Б. (2018). History of Russian Political Languages ; История политических языков в России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.287A10FA
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
  • Практический смысл, Бурдье, П., 2001
  • Что такое философия?, Делез, Ж., 2013