• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods of Creative Writing Teaching

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor


Швец-Тэнэта-Гурий Олег Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Методика преподавания литературного мастерства», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.04.01 «Филология», обучающихся по образовательной программе «Литературное мастерство». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению 45.04.01 «Филология»; • Образовательной программой направления 45.04.01 «Филология» подготовки магистра по программе «Литературное мастерство»; • Объединенным учебным планом университета по образовательной программе «Литературное мастерство».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение навыков целеполагания на занятиях по литературному мастерству
  • Знакомство с приемами анализа и дифференциации учебной аудитории
  • Освоение навыков планирования и проведения занятий
  • Освоение навыков формулировки и разработки заданий
  • Освоение навыков подачи материала, организации групповой и парной работы
  • Знакомство с современными методами оценки учебной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Правильно реагирует на поставленные коммуникативные задачи в группах при устных ответах. Демонстрирует способности к конструктивной критике результатов выполнения практических заданий коллег.
  • Профессионально оценивает актуальные концепции гуманитарного образования в области преподавания литературного письма, англо-американской модели Creative Writing
  • Демонстрирует способности к применению методик Creative Writing в процессе преподавания литературного мастерства
  • Применяет знания, полученные в ходе курса, в процессе реализации проектов, направленных на популяризацию филологического знания, в особенности – в области литературного мастерства
  • Правильно реагирует на поставленные коммуникативные задачи в группах при устных ответах. Демонстрирует способности к конструктивной критике результатов выполнения практических заданий коллег
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство с теорией и практикой преподавания литературного мастерства. Основные навыки, связанные с литературным мастерством
    Определение и основные этапы изучения методов преподавания литературного мастерства. Активные методы обучения (АМО) и системно-деятельностный подход (Асмолов А.Г.). Применение методов преподавания литературного мастерства на примере занятия по созданию сюжета произведения. Основные навыки, связанные с техникой литературного мастерства (создание сюжета, героя, места действия и т.п.)
  • Освоение навыков целеполагания для занятий литературным мастерством
    Место целеполагания в процессе подготовки и проведения занятий по литературному мастерству. Виды учебных целей по классификации Кларина М.В. Целеполагание на занятиях по литературному мастерству на примере занятия по созданию литературного героя.
  • Приемы анализа и дифференциации учебной аудитории
    Способы и приемы дифференциации учебной аудитории: по способу восприятия, темпераменту, типу интеллекта, гендерным признакам и т.п. Проведение занятий по литературному мастерству с учетом дифференцированного подхода обучению на примере занятия по созданию места действия.
  • Планирование и проведение занятий
    Методы планирования занятий, составление плана занятия. Определения длительности заданий и активностей, способы удержания внимания, навык формулировки вопросов и обработки ответов. Планирование занятий по литературному мастерству на примере занятия по созданию диалога и прямой речи героев.
  • Разработка заданий по литературному мастерству
    Виды заданий по литературному мастерству. Шаблон создания задания. Методы формулировки и выдачи инструкций. Способы поддержки деятельности на занятии по литературному мастерству на примере занятия по стилистике и саморедактированию.
  • Методы оценки учебной деятельности, критерии оценки навыков литературного мастерства
    Методы оценки учебной деятельности и результатов. Промежуточный контроль, итоговый контроль. Субъективная позиция преподавателя. Выработка критериев оценок навыков литературного мастерства. Шкалы оценок. Тесты и средства их создания. Оценивание навыков литературного мастерства на примере занятия по логике повествования.
  • Методы и навыки подачи материала на занятиях литературным мастерством
    Методы подачи материала на занятиях литературным мастерством. Правила презентации. «Power teaching». «Classroom management». Способы вовлечения участников в деятельность на примере занятия по созданию правдоподобных деталей сцен литературного произведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа по теме каждого занятия
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Подготовка и проведение трех занятий по литературному мастерству общей длительностью 1 астр. ч. где в качестве учеников выступают другие студенты группы
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Эссе или проект учебной програм-мы
    Эссе на заранее утвержденную с преподавателем тему или проект программы обучения литературному мастерству для заданной по возрасту и объему аудитории Объем эссе - 10 тыс. знаков, объем программы – не менее 36 часов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная активность + 0.15 * Письменная работа по теме каждого занятия + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.5 * Эссе или проект учебной програм-мы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вольф Ю. - Литературный мастер-класс : учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 368с. - ISBN: 978-5-00057-259-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62145
  • Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/959
  • Горький М. - О РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-08541-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-russkoy-i-zarubezhnoy-literature-izbrannye-stati-425507
  • Под общ. ред. Подымовой Л.С., Сластенина В.А. - ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 246с. - ISBN: 978-5-534-01032-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-449859

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Былинский К.И., Розенталь Д.Э. - Литературное редактирование: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 395с. - ISBN: 978-5-9765-0987-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99998
  • Как измерить личность, Айзенк, Г., 2000
  • Пастернак Н. А., Асмолов А. Г. ; Под ред. Асмолов А. Г. - ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 213с. - ISBN: 978-5-534-09289-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obrazovaniya-455966