• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

How to write an essay?

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Как писать эссе?» у студентов формируется понимание целей и задач литературной критики и эссеистики в прошлом и в настоящее время, роли критики и эссеистики в литературном процессе. Слушатели курса тренируются в написании пробных рецензий на различные произведения, эссе, на семинарах происходят обсуждение этих текстов. По итогу слушатели курса должны уметь ориентироваться в истории литературной критики и эссеистики, различать критические тексты по прагматике, обобщать подходы их авторов, создавать тексты в жанре критических рецензий и эссе. Текущий контроль включает в себя письменные домашние работы, написание аналитической статьи, участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов понимания целей и задач литературной критики и эссеистики в прошлом и в настоящее время, роли критики и эссеистики в литературном процессе;
  • знакомство студентов с различными жанрами и стилями рецензии на литературные произведения: прозу, поэзию, нон-фикшн;
  • развитие у студентов умения оценивать адекватность и оригинальность критической реакции на произведения, производить «анализ анализа»;
  • подготовка к профессиональной деятельности: написание пробных рецензий на различные произведения, эссе, обсуждение этих текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Задание для студентов: написание эссе на тему «Опыт» (максимальный объем – 5000 знаков с пробелами).
  • Студенты разделяются на пары и рецензируют работы друг друга, затем выступают с критическими рецензиями на занятии (устно). Предполагаемый регламент выступления – 10-12 минут на человека.
  • Оценка уровня знаний студентов студентов
  • Домашнее задание: доклад по истории критики
  • Домашнее задание: разбор 3 критических статей
  • Домашнее задание: 3 письменных разбора критических статей
  • Домашнее задание: доклад на тему истории эссеистики
  • Задание к разделу: студенты читают 26 колонок-эссе С.А. Лурье, чтобы иметь возможность участвовать в обсуждении, когда каждый из студентов по очереди анализирует одну, выбранную им колонку.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Зачем нужна литературная критика?
    Установочный разговор. Предполагается оценить предварительный уровень знаний студентов, предложив для обсуждения следующие вопросы: зачем нужна литературная критика? Какой она бывает? Кому она помогает? Каких литературных критиков вы знаете — как современных, так и критиков прошлого? Чем критик отличается от рецензента и обозревателя? Руководствуетесь ли вы рекомендациями критиков, выбирая книгу? Помогает ли критика вам точнее сформулировать свое отношение к книге? Типы литературной критики: критическая статья о литературных тенденциях, оценка состояния литературы, литературные итоги (от Белинского до соответствующих публикаций в современных электронных СМИ); рецензия на произведение; индивидуальный портрет автора; литературный манифест. Критика «легкая» и фундированная, журналистская и филологическая. Критика беспристрастная и сводящая счеты. Насколько релевантны понятия «положительной» и «отрицательной» оценки? Как критическая статья зависит от среды по языку, выбору объекта, объему, в какой степени medium здесь становится message? На чьей стороне выступает критик? Нужно ли говорить о плохом — или лучшей отрицательной рецензией является молчание? Должен ли критик быть всеяден или иметь круг компетенций, за которые он не выходит? Задание к следующему занятию: Напишите рецензию на вашу любимую книгу. Количество часов аудиторной работы – 4 часа (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа). Самостоятельная работа – 15 часов.
  • Раздел 2. Истоки критики. Критика как полемика.
    Литературная критика как экспертная оценка и пособие по написанию текстов на основе лучших образцов. Истоки литературной критики: от «Поэтики» Аристотеля до «Поэтического искусства» Буало. Возникновение полемической критики в античности — в порядке комедийного фарса: «Лягушки» и «Облака» Аристофана. О чем спорят критики — о форме или сути, о литературе или о внелитературных обстоятельствах, честно обсуждают произведения или сводят счеты, охватывают широкий контекст или занимаются групповщиной? Знаменитые русские литературные полемики: Тредиаковский — Сумароков — Ломоносов; Булгарин — Греч — Пушкин; полемика вокруг «Отцов и детей», «Бесов». Постсоветская полемика: споры о Пелевине. Споры о «непристойных» книгах: казус «Лолиты». Когда критика сама становится предметом критики: от разоблачений Сокала и Брикмона до очерков литературных нравов на старом OpenSpace.ru. Литературная полемика внутри произведения. Начало «Дон Жуана» Байрона. «Дар» Набокова. «Мастер и Маргарита» Булгакова. Казус Пелевина: от «Generation П» до «iPhuck 10». Как «отрицательная» критика влияет на репутацию произведения? Означает ли широкий разброс мнений значительность произведения? Критическая полемика последних лет: переводы Максима Немцова; романы Елены Колядиной «Цветочный крест» и Петра Алешковского «Крепость».
  • Раздел 3. Русская критика и журнальное дело. Критик — «больше чем критик»: эпоха властителей дум
    Русский литературоцентризм и особое положение литературной критики. От Просвещения до раннесоветского времени: журналы Новикова, Карамзина; «Современник» Пушкина и Некрасова; «Отечественные записки»; «Аполлон» как выразитель новой эстетики. Критик-филолог: властитель дум в профессиональной среде. Главные по влиятельности русские критики: Белинский, Добролюбов, Писарев. Творческий путь и эстетические взгляды Белинского; кружок Станкевича и русская философская эстетика. В XIX веке критика становится «больше чем критикой», выходит за рамки собственно литературы (как, собственно, и сама литература): причины этого. Политическая, социальная критика Добролюбова и Писарева; влиятельные критики после Писарева: Антонович, Михайловский, Скабичевский, Страхов. Трансформация роли критика в советскую эпоху: критик как пропагандист, идеолог, обслуживающий работник. Советское «королевство кривых зеркал»: критика как способ узнать о запрещенных авторах. Система советских толстых журналов и литературная критика. Краткие сведения о «знаковых критиках» других стран. Сэмюэл Джонсон, Эмерсон, Шлегели, Барт, Кристева. Самые влиятельные критики современности: от Митико Какутани до Галины Юзефович. Можно ли считать нынешнее время ренессансом «большой» критики? Где кроется критическая острота: в последовательных программах обзоров или в «отвлеченной» эссеистике?
  • Раздел 4. Какой должна быть критика?
    Завершающий разговор: подводятся итоги курса. Должна ли критика быть прагматичной (помощь читателю в выборе текста) или отвлеченной, эссеистической? Жанр литературного портрета: чем здесь критик отличается от биографа? Гуманитарные функции критики: ретроспективное заполнение лакун (А. Соболев, О. Юрьев). Вовлечение в критику «широкого читателя»: от опытов Адриана Топорова с советскими крестьянами до возможностей оставить оценку произведения на специальных сайтах (Goodreads, LiveLib, Readrate и другие). Критика как способ повысить грамотность: «поднимать читателя к себе» или «спускаться с высот к читателю»? Критика в современных медиа: не выхолащивают ли ее медиаформаты («Почему нужно читать прямо сейчас…», «10 фактов о…», «Стыдные вопросы о…»). Образовательный тренд в интернете: как это касается литературной критики? Для кого сегодня пишет критик? Есть ли у будущих критиков образ своей аудитории?
  • Раздел 5. Эссе: история и особенности жанра.
    Жанр литературного эссе, его истоки и специфика – обзорная лекция по второй части курса.
  • Раздел 6. Устройство колонки-эссе С. А. Лурье
    Устройство эссе, особенности жанра, формата, языка. Задание к разделу: студенты читают 26 колонок-эссе С.А. Лурье, чтобы иметь возможность участвовать в обсуждении, когда каждый из студентов по очереди анализирует одну, выбранную им колонку.
  • Раздел 7. Написание эссе: от теории к практике
  • Раздел 8. Итоговое занятие: разбор финальных эссе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа студента по разделу "критика"
  • неблокирующий самостоятельная работа по блоку "критика"
  • неблокирующий аудиторная работала по разделу "Эссе"
  • неблокирующий самостоятельная работа по курсу "Эссе"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * аудиторная работа студента по разделу "критика" + 0.25 * аудиторная работала по разделу "Эссе" + 0.25 * самостоятельная работа по блоку "критика" + 0.25 * самостоятельная работа по курсу "Эссе"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5