• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media Markets Analysis

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Анализ медиарынков – дисциплина, завершающая экономический блок подготовки студентов магистерской программы «Менеджмент в СМИ». Студентам дается обзор современных подходов к анализу рынков, среди которых: микроэкономический, маркетинговый, отраслевой и экономико-социологический. Затем эти подходы проецируются на медиасферу, что приводит к пониманию разнообразных уровней анализа медиарынков. Дисциплина основывается на сочетании изучения различных теорий рынка с практической аналитикой. Студентам предлагается в процессе изучения дисциплины реализовать небольшой исследовательский проект по анализу того или иного сегмента медиарынка, выявить ключевые тенденции его развития, текущее состояние и перспективы дальнейшего развития. Для реализации исследовательского проекта студентам предлагается на выбор несколько тем по анализу медиарынков. На основе выбора тем формируются проектные группы. В процессе выполнения проекта студенты изучают те или иные теоретические работы, позволяющие решить конкретные задачи. На семинарах происходит обсуждение методологии и конкретных организационных действий по реализации проектов. В конце проходит защита проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными теоретическими понятиями, описывающими медиарынки
  • Освоение методов исследования медиарынков
  • Освоение умений и навыков по проведению анализа медиарынков в практике современных СМИ и системы управления медиасферой, представления результатов такого рода исследований и выработки практических рекомендаций на их основе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различать отрасли и отраслевые рынки в медиасфере
  • Определять границы медиарынков
  • Анализировать структуру медиарынка, определить субъекты и объекты рыночного обмена, их функции
  • Обладать навыками того, как следует учитывать нестратегические барьеры при организации деятельности медиапредприятий
  • Иметь представление об особенностях экономико-социологического подхода в анализе медиарынков
  • Быть в курсе особенностей маркетингового анализа медиарынков
  • Принимать во внимание специфику жизненного цикла медиарынков, его основные этапы
  • Быть в курсе особенностей влияния финансово-экономических кризисов на медиарынки, на структуру и функционирование медиарынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие рынка в экономических и общественных науках
    Понятия "отрасль" и "отраслевой рынок". Понятия "медиаотрасль" и "медиарынок". Границы отраслевых рынков: продуктовые, географические, временные. Границы медиарынков: географические, временные, по типу СМИ, по способу технического распространения. Рынки нишевых СМИ. Примеры медиаотраслей и медиарынков. Типология отраслевых рынков: по типу продаваемого продукта, по географическому критерию, по временным основаниям, по количеству потребителей, по объемам продаваемой продукции, по уровню концентрации производства, по ориентации продукции на бизнес-структуры либо на обычных потребителей, по уровню открытости информации о фирмах, по уровню легитимности рынка. Типология медиарынков. Примеры различных типов медиарынков. Субъекты рынка: основные (покупатели, продавцы, посредники, государство) и неосновные (структуры информационной поддержки рынка, общественные организации и др.). Объекты рыночного обмена. Связи между субъектами. Субъекты медиарынка: основные и неосновные. Объекты рыночного обмена на медиарынках. Сдвоенные медиарынки. Структурные элементы медиарынков на примере рекламных и нерекламных рынков. Роль государства на медиарынках.
  • Тема 2. Теоретические подходы к анализу медиарынков.
    2.1. Общие положения теории рынков. Основные теоретические подходы к анализу рынка как социально-экономического явления (краткий обзор): микроэкономический анализ рынков, маркетинговый анализ рынков, анализ с позиций теории отраслевых рынков, экономико-социологический анализ рынков и др. Феноменологические установки и цели каждого вида анализа. Примеры применения перечисленных видов анализа к медиарынкам. 2.2. Микроэкономический анализ рынков. Специфика микроэкономического подхода к анализу рынков. Феноменологическая установка в микроэкономическом анализе рынка – рынок как естественное экономическое образование, подчиняющееся естественным законам, не сводимым к другим законам бытования общества. Исследование структуры и динамики рынка, специфических соотношений между экономическими категориями. Основные экономические субъекты рынка: продавцы, покупатели, посредники. Основные категории и параметры микроэкономического анализа рынков: товар, спрос, предложение, стоимость и цена товара, прибыль фирмы, издержки фирмы, рентабельность, убыточность, безубыточность, объём рынка и др. Применение микроэкономического анализа в исследовании медиарынков. 2.3. Маркетинговый анализ рынков. Понятие маркетинга. Этапы развития теории и практики маркетинга. Феноменологическая установка в маркетинговом анализе рынка – максимизация прибыли фирмы. Рынок как внешняя среда по отношению к организации. Структура маркетинга (формула "4P"=Product+Placement+Price+Promotion и другие формулы). Маркетинговые категории в анализе рынка: целевая группа, сегментирование рынка, продуктовая линейка, позиционирование продукта на рынке, рыночная ниша, нишевизация рынка, конкуренты, конкурентная среда и др. Применение маркетингового анализа в исследовании медиарынков. 2.4. Теория отраслевых рынков (краткий обзор). Феноменологическая установка в анализе отраслевых рынков – контроль государства и общества за развитием рынка с целью предотвращения негативных тенденций (монополизации, ценового сговора, необоснованного завышения цен, извлечения сверхприбыли игроками рынка, неэффективного использования ресурсов и др.). Теория Мэйсона-Бэйна как основная парадигма теории отраслевых рынков. Необходимость государственного регулирования отраслевых рынков. Медиарынки как отраслевые рынки. Применение методов анализа отраслевых рынков в исследовании медиарынков. 2.5. Экономико-социологический анализ рынков. Феноменологическая установка в экономико-социологическом анализе рынков – рынок как структурная составляющая общества, тесно связанная с социальной структурой и социальными процессами. Учёт институциональных, информационно-коммуникационных, социально-структурных и социально-динамических аспектов при рассмотрении рынков. Применение экономико-социологического подхода к анализу мадиарынков.
  • Тема 3. Положение фирм на медиарынках. Барьеры входа на медиарынки и выхода из них
    Концентрация фирм на рынках. Параметры, определяющие концентрацию фирм на медиарынках: обратная величина фирм, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера и др. Рыночная власть фирм на рынках. Концентрация фирм на медиарынках. Барьеры входа на рынки и выхода из них. Типология барьеров входа (стратегические и нестратегические). Учёт нестратегических барьеров, таких как: ограниченность естественных ресурсов, ограничения спроса (емкость рынка, насыщенность рынка товарами, уровень платежеспособности населения), институциональные барьеры (лицензирование, квотирование, законодательные ограничения, государственный контроль за ценами и уровнем доходности), барьеры негативной социальной природы (коррупция, уровень криминализации отрасли), первоначальные инвестиции, иностранная/внешняя конкуренция и др. Специфика барьеров входа и выхода для различных медиарынков.
  • Тема 4. Динамика рынков. Жизненные циклы и интеграционные процессы на медиарынках. Волновые и циклические тенденции.
    Понятие жизненного цикла. Жизненный цикл отрасли и отраслевого рынка: этап становления рынка, этап быстрого роста, этап зрелого роста, этап стабильности, этап упадка. Волновые и циклические тенденции в динамике отраслевых рынков. Основные фазы жизненного цикла медиарынка. Волновые и циклические тенденции в динамике медиарынков. Интеграционные процессы на медиарынках. Процессы слияния и поглощения компаний. Причины интеграционных процессов: экономия от масштаба, монопольные причины, спекулятивные причины, снижение рисков через дифференциацию и диверсификацию продукции, снижение налоговых издержек, выход на новые рынки и др. Типология слияний и поглощений: по соотношению в производственном процессе (горизонтальные, вертикальные, диагональные, конгломератные); по территориальному основанию (транснациональные, национальные/федеральные, межрегиональные, региональные/локальные); по психологическому отношению к сделке (дружественные, недружественные, враждебные). Классификация фирм, участвующих в интеграционных сделках: фирмы-мишени/фирмы-цели и фирмы-интеграторы. Экономические кризисы. Экономический кризис как фаза экономического развития. Влияние финансово-экономических кризисов на российские медиарынки: телерекламный, радиорекламный, рынок печатных СМИ, рынок платного телевидения, Интернет-изданий и др. Структурные изменения на медиарынках, происходящие под влиянием финансово-экономических кризисов в России в XXI веке.
  • Тема 5. Политика государства как фактор развития медиасферы. Монополизм и антимонопольная политика государства
    Политика государства в области развития медиасферы. Инструменты государственной политики. Национальные проекты. Государственные инвестиции в медиасферу. Финансирование государственных СМИ. Финансовая поддержка социально значимых проектов СМИ. Монополизм как негативное экономическое явление, нарушающее нормальную деятельность рынка (абсолютная предельная рыночная власть фирмы-монополиста, предельно высокие цены на товары монополиста, предпосылки к стагнации рынка в целом). Краткая история антимонопольной политики в западных странах. Антимонопольная политика государства как механизм преодоления негативных экономических тенденций на рынке. Дезинтеграционные процессы - разъединение компаний при превышении порога допустимой доли рынка. Антимонопольная политика государства по регулированию медиарынков в России и зарубежных странах (США, европейские страны). Нормы антимонопольного законодательства по регулированию медиарынков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий и оценка работы студента на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Отчет об исследовании
  • неблокирующий Защита проекта (в устной форме)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Защита проекта (в устной форме) + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Отчет об исследовании + 0.2 * Посещаемость занятий и оценка работы студента на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Заздравных А. В., Бойцова Е. Ю. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-9916-8587-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-433516
  • Розанова Н.М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 798с. - ISBN: 978-5-9916-4929-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397
  • Ямпольская Д. О., Пилипенко А. И. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ: ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 268с. - ISBN: 978-5-534-06305-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-tehnologiya-i-metody-provedeniya-441301

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 348с. - ISBN: 978-5-534-06052-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-1-434517
  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-06053-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-2-434518