• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Golden Horde and the Russian Principalities

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является формирование у студентов магистратуры представления о Золотой Орде (Улусе Джучи) как о могущественном и высокоразвитом государстве Средневековья. В рамках курса будут проанализированы основные этапы истории Золотой Орды, базовые направления внешней политики в Европе и Азии, взаимоотношений с вассальными государствами, особенности государственного устройства, регулирования правовых и социально-экономических отношений, влияние на последующее развитие отдельных государств Европы и Азии. Особенностью курса является отсутствие распространенного в современной науке (причем не только отечественной) «русско-центричного подхода» в изучении Золотой Орды: она рассматривается как самостоятельное государство, имеющее высокий уровень развития и авторитет на международной арене, а «русское направление» ее политики - лишь как одно из многих, причем далеко не самое приоритетное.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование на основе широкого исторического контекста представления о роли Золотой Орды в истории Средневековой Евразии и русских земель в частности; получение знаний об основных аспектах истории Золотой Орды на основе широкого круга исторических источников и базовых концепций истории русско-ордынских отношений; развитие навыков работы с историческими источниками различного происхождения и критического анализа современной историографии по истории Золотой Орды и ее влияния на развитие Средневековой Руси.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает значение Золотой Орды в истории Средних веков.
  • Имеет представление об основных источниках по истории
  • Золотой Орды и русско-ордынских отношений. Умеет классифицировать соответствующие исторические источники.
  • Знает основные особенности «степных империй», выявленные в историографии.
  • Понимает особенности развития «степных империй», причины их побед на соседними оседлыми государствами и последующего упадка.
  • Имеет представление об истории Монгольской империи, ее особенностях, а также об улусах, выделившихся из ее состава.
  • Имеет представления о проблемах начального этапа истории Золотой Орды.
  • Знает о специфике выстраивания отношений правителей Золотой Орды и русских княжеств в XIII в.
  • Имеет представление о наиболее значительных этапах истории Золотой Орды в первой половине – середине XIV в.
  • Знает причины возвышения Золотой Орды на международной арене.
  • Имеет представление об эволюции русско-ордынских отношений в период «золотого века» Золотой Орды.
  • Имеет представление о системе власти и управления в Золотой Орде.
  • Понимает особенности управления регионами, различными по населению и укладу жизни
  • . Знает специфику выстраивания отношений золотоордынских ханов с вассальными правителями. Умеет классифицировать основные виды источников права Золотой Орды, выявлять степень их соотношения на различных этапах истории этого государства.
  • Понимает особенности применения норм монгольского имперского права в отдельных регионах Золотой Орды на различных этапах ее истории.
  • Имеет представление о специфике экономического развития Золотой Орды и ее отдельных регионах.
  • Знает основные виды экспорта и импорта товаров в Золотой Орде, особенности статуса их производителей и торговцев.
  • Знает причины многолетней смуты в Золотой Орде.
  • Имеет представление о роли Мамая и причинах его негативных оценок в исторических источниках.
  • Имеет представление об изменении международного статуса Золотой Орды после окончания «Замятни великой».
  • Знает основные причины, ход и последствия конфликта Токтамыша и Тамерлана.
  • Имеет представление о роли иностранных правителей в дальнейших политических событиях в Золотой Орде.
  • Знает основные государства – наследники Золотой Орды.
  • Имеет представления о специфике их политико-правового, социально-экономического и культурного развития.
  • Имеет представление об основных направлениях, по которым осуществлялось ордынское влияние на Руси в XIII–XV вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
  • Тема 1. Степные империи Евразии. Монгольская империя и ее улусы
  • Тема 2. Золотая Орда до начала XIV в.
  • Тема 3. «Золотой век» Золотой Орды
  • Тема 4. Государство и право Золотой Орды
  • Тема 5. Социально-экономическое и культурное развитие Золотой Орды
  • Тема 6. «Замятня великая» и ее последствия
  • Тема 7. Окончательный распад Золотой Орды и изменение политической ситуации в Восточной Европе
  • Тема 8. Наследники Золотой Орды
  • Тема 9. Ордынское влияние на последующее развитие Русского государства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в 3 модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в основных аспектах истории Золотой Орды и русско-ордынских отношений. Экзамен состоит из двух заданий, первое из которых представляет собой тест на основе пройденных тем, второе – анализ фрагмента исторического источника, предполагающий открытый ответ.. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 60 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации. Максимальная оценка за экзамен – 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России до конца XVII века (вторая треть XVI в. - XVII в. ) : учебник для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; ответственный редактор А. И. Филюшкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18473-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535094 (дата обращения: 27.08.2024).
  • История России до конца XVII века в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под общей редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8950-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451901 (дата обращения: 27.08.2024).
  • История России до конца XVII века в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под общей редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15904-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510240 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Князев, Е. А.  История России с древнейших времен до XVII века : учебник и практикум для вузов / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09766-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541732 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Князев, Е. А.  История России с древнейших времен до XVII века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11063-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541739 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Платонов, С. Ф.  Лекции по русской истории в 2 т. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века : учебник / С. Ф. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 441 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12136-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472743 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Пресняков, А. Е.  Образование великорусского государства / А. Е. Пресняков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06633-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540778 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История России до конца XVII века в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; ответственный редактор А. И. Филюшкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 281 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15903-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510241 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Карамзин, Н. М.  История государства Российского в 12 т. Тома III—IV / Н. М. Карамзин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05269-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473478 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Павлов-Сильванский, Н. П.  Феодализм в России / Н. П. Павлов-Сильванский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 576 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12111-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543045 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Платонов, С. Ф.  Лекции по русской истории в 2 т. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века : учебник / С. Ф. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 441 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12136-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539437 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Стефанович Петр Сергеевич
  • Молотов Кирилл Игоревич
  • Почекаев Роман Юлианович