• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

01.04.02 Applied Mathematics and Informatics

Approved by
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 19.12.2014, №09
Last Update
Протокол заседания академического совета от 25.08.2019, №4
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 ECTS

Language of Instruction

RUSENG

Instruction in Russian and English

Track(s)
None
Degree Level

Master

Double-degree Programme

No

Competitive Advantages

The program prepares high-class masters capable of conducting research in mathematics and its applications in promising areas: models of molecular machines and nanodevices, cluster structures, evolution of complex networks, algebraic wave dynamics and cellular automata, quantum informatics, supercomputer architecture, high-performance computing topology, computer biomedical modeling and materials design. The program reflects the latest progress in methods of mathematical modeling and computer technology providing graduates with competitiveness and ample employment opportunities. World-class experts, project managers from leading institutes of the Russian Academy of Sciences, Russian and foreign technology centers, the International Supercomputer Laboratory are involved in education process.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ПМ по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (по виду профессиональной деятельности

01.004 Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (по видам профессиональной деятельности

06.001 Разработка программного обеспечения;

06.003 Проектно-конструкторская деятельность;

06.019 Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (ИТ);

06.022 Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий; 06.031 Автоматизация информационноаналитической деятельности (АИАД) в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность;

06.035 Проектирование, разработка и интеграция информационных ресурсов в локальной сети и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

40 Сквозные виды деятельности (по виду профессиональной деятельности

40.011 Проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок). Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

 

В рамках освоения ПМ выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов

научно-исследовательский:

  • построение и анализ математических моделей в технологических, социальных и экономических системах;
  • исследование больших систем методами математического прогнозирования, системного анализа, вычислительного эксперимента с использованием высокопроизводительных вычислительных средств;
  • решение задач многокритериальной оптимизации с учётом имеющейся неопределённости;
  • исследование и разработка новых математических моделей, методов, алгоритмов и инструментальных средств по тематике выполняемых научно-исследовательских проектов;
  • составление научных и научно-технических отчётов, обзоров, рефератов и библиографических списков по тематике проводимых исследований;
  • подготовка научных и научно-технических публикаций;
  •  участие в работе научных семинаров и конференций.

проектный:

  • реализация проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, построение и использование моделей, осуществление их качественного и количественного анализа;
  • анализ, обоснование, валидация и оптимизация проектных решений с целью обеспечения заданного уровня их качества;
  • формирование технических заданий, разработка методического инструментария, нормативных документов и других информационных материалов для осуществления проектной деятельности;
  • участие в работе проектных групп (в том числе международных) в качестве исполнителя и руководителя.

производственно-технологический:

  • исследование автоматизированных систем и средств обработки информации; 8 анализ данных из различных источников и представление результатов анализа в виде информационных артефактов;
  • разработка математических методов для анализа и построения моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;
  • разработка алгоритмов, моделей данных, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения;
  • создание, анализ и поддержка баз данных и знаний;
  • развитие и использование инструментальных средств автоматизированных систем в научной и практической деятельности;

информационно-аналитический:

  • поиск и использование источников информации, оценка их полезности, полноты и достоверности;
  • создание и сопровождение баз данных в области профессиональной деятельности;
  • создание и поддержание сети профессиональных контактов (в том числе международных) в интересах работодателя, ведомства или корпорации подготовка рефератов, обзоров и аналитических записок в области профессиональной деятельности.

организационно-управленческий:

  • соблюдение кодекса профессиональной этики;
  • разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
  • планирование научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации производственных процессов;
  • разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
  • участие в разработке корпоративной политики и мероприятий в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом;
  • разработка и реализация решений, направленных на поддержку социально-значимых проектов, на повышение электронной грамотности населения, обеспечения общедоступности информационных услуг, развитие детского компьютерного творчества и т.п.;

педагогический:

  • преподавание дисциплин по профилю подготовки в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования;
  • самостоятельная разработка учебных программ и учебных курсов по преподаваемым дисциплинам;
  • организация и обеспечение самостоятельной внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности;
  • проведение различных форм контроля качества усвоения пройденного материала и оценивание знаний студентов;
  • ведение учебной и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
  • руководство научно-исследовательской работой студентов.
Programme Modules

Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих блоков, циклов и разделов:

Блок 1. Дисциплины (модули), включая разделы:

  • М.1 – цикл дисциплин направления;
  • М.2 – цикл дисциплин программы/специализации;

Блок 2. Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа,

Блок 3. Государственная итоговая аттестация.

Учебный план программы может включать дисциплины, выбираемые студентами из других образовательных программ, в т.ч. других организаций высшего образования и научных организаций, общеуниверситетских перечней дисциплин по выбору. Наличие и объем факультативных дисциплин, не включаемых в основной объем зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется программой и реализующим ее подразделением самостоятельно. В целях выравнивания стартовых условий для обучающихся на программе студентам могут быть предложены адаптационные дисциплины, состав которых зависит от конкретного набора поступивших и находит отражение в учебном плане.

В Блок 2 «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» входят:

1. Производственные практики магистрантов, которые могут быть следующих

  • научно-исследовательская (практика по получению умений и опыта научно-исследовательской деятельности);
  • проектно-технологическая (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);

2. Научно-исследовательская (исследовательская) работа магистрантов, которая включает в себя:

  • участие в научно-исследовательском семинаре (НИС);
  • выполнение курсовой работы (КР);
  • подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

Одной из основных активных форм освоения профессиональных компетенций, связанных с решением тех типов профессиональных задач, к которым готовится магистрант, для программы является научный и/или научно-исследовательский семинар (НИС), входящий в обязательную часть образовательной программы и продолжающийся на регулярной основе, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты- практики. В рамках НИС должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Проектная деятельность магистрантов, которая включает в себя проектный семинар, который институализирует выполнение магистрантами проектов как в составе отдельных проектных групп, так и в составе подразделений НИУ ВШЭ и организаций-партнёров. В качестве проектов может рассматриваться любая деятельность в области специализации, имеющая заранее согласованную цель, критерии оценки результата и период выполнения (не менее 3 месяцев). В рамках проектного семинара происходит утверждение проектов с последующим публичным представлением и обсуждением результатов. Также в рамках проектного семинара должны быть предусмотрены мероприятия по развитию проектных компетенций. Темы проектов могут выбираться с помощью общеуниверситетских сервисов проектных предложений, из предложений программы или предлагаться магистрантом (инициативно предложенный проект). Тема и руководитель инициативно предложенного проекта утверждаются академическим руководителем программы.

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты) и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки (последний – по выбору программы).

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Mathematical Methods of Modelling and Computer Technologies'

Go to Programme Contents and Structure