• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar of Economic Sociology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. На занятиях рассматриваются основные этапы написания научно-исследовательской работы, подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования, постановки целей, задач, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования. Основное внимание уделяется подготовке проекта исследовательской работы, а также изложению полученных автором результатов, представления результатов во время защиты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации в соответствии с современными стандартами проведения эмпирических социологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные компоненты проекта исследования.
  • Умеет обосновать актуальность и проблему исследования.
  • Умеет обосновывать и формулировать гипотезы
  • Умеет разрабатывать методы анализа данных в соотвествии с задачами и гипотезами
  • Умеет писать проект исследования
  • Умеет писать отзывы на проекты исследования
  • Умеет структурировать исследование и правильно оформлять текст
  • Умеет писать отзывы на исследование
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные составляющие проекта исследования. Актуальность и проблема исследования
    Основные разделы проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез. Что нужно отразить в обосновании актуальности работы. Ссылки на имеющиеся данные. Краткое описание степени разработанности проблемы.
  • Теоретическая основа и гипотезы исследования
    Что такое теоретическая основа исследования. Выбор теории и построение модели исследования. Выдвижение гипотез, их опора на имеющиеся теоретические и прикладные исследования. Критерии тестируемости гипотез. Последовательность: задача – гипотеза – метод решения.
  • Особенности методологии анализа разных типов данных
    Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Различия между методами сбора данным и методами анализа данных. Типы гипотез в количественных исследованиях и их тестирование. Основные задачи анализа количественных данных: типология, поиск взаимосвязей, поиск каузальных связей. Методы, адекватные каждому типу задач: факторный анализ (типология поведения), кластерный анализ (типология кейсов\объектов), корреляционный анализ (взаимосвязи), регрессионный анализ (каузальные связи). Методы оценки регрессий в зависимости от типа зависимой переменной. Дискриминантный анализ и анализ соответствий: основные задачи. Теоретическая основа качественных методов в социологии: феноменология (э.гуссерль), социология повседневности (а.шютц), этнометодология (г.гарфинкель), символический интеракционизм (дж.Мид, ч.кули, у.томас), социальная конструкция реальности (п.бергер, н.луман), обоснованная теория (а.страусс, дж.Корбин). Основные методы качественных исследований. Антропологический и этнографический подходы. Метод кейс-стади. Методы сбора качественных данных. Постановка гипотез. Методы анализа качественных данных: построение типологий, таксономия, контент-анализ, событийный анализ, выявление «фоновых ожиданий» (г.гарфинкель), анализ метафор, герменевтический анализ, дискурс анализ, семиотический анализ, феноменологический анализ, анализ нарративов, аналитическая индукция, обоснованная теория (grounded theory), квази-статистика.
  • Правила написания и защиты проекта. Предварительное обсуждение
    Предварительное обсуждение проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез.
  • Отзыв на проект диссертации
  • Написание исследовательской работы: структура и оформление текста
    Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, содержательные главы: обзор литературы и результаты собственных исследований, заключение, список литературы, приложения. Введение и проект исследования. Основные элементы.
  • Рецензирование научного исследования (текста)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка текста проекта исследования и его обсуждение
  • блокирующий Подготовка текста черновика диссертации и его обсуждение
  • неблокирующий Презентация исследования
  • неблокирующий Активность на семинарах, посещаемость
  • неблокирующий Рецензия на 1 проект чужой диссертации
  • неблокирующий Рецензия на 1 чужую диссертацию
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах, посещаемость + 0.2 * Подготовка текста проекта исследования и его обсуждение + 0.4 * Подготовка текста черновика диссертации и его обсуждение + 0.1 * Презентация исследования + 0.05 * Рецензия на 1 проект чужой диссертации + 0.05 * Рецензия на 1 чужую диссертацию
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ионин Л. Г. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-08966-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-empiricheskoy-sociologii-433956
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин, Г. С., 1995