• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar of the Department of Collection and Analysis of Sociological Information

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на выработку у студентов навыков методически фундированного проведения исследования полного цикла — от замысла до предоставления результатов. В рамках курса обсуждаются и осваиваются навыки теоретизирования, научной дискуссии, академического письма, презентации результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования
  • обучение студентов основным навыкам академической работы
  • обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов
  • выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа профессиональной литературы
  • знает спектр актуальных научных и социальных проблем
  • умеет сформулировать тему и проблему исследования
  • Обосновывает и оценивает возможности реализации исследовательского проекта
  • умеет выбрать тему исследования с учетом временных и ресурсных ограничений
  • знает структуру программы исследования
  • умеет пользоваться системами подготовки библиографии
  • применяет рефлексивные процедуры для оценки разработанности научной проблематики
  • знает методологию количественного подхода к анализу данных
  • пользуется источниками вторичных данных
  • знает особенности проектирования и проведения качественного исследования
  • знает методы анализа качественных данных
  • знает методы анализа количественных данных
  • подготовлен текст курсовой работы
  • подготовлена презентация курсовой работы
  • опробировано устное выступление
  • умеет формулировать проблему, выбирать, обосновывать цели, задачи и методы исследования; разрабатывать методологию исследования
  • умеет разрабатывать инструменты сбора социологических данных
  • владеет методами анализа данных
  • умеет содержательно интерпретировать полученные результаты
  • понимает специфику данных и подходы к их анализу
  • владеет базовыми навыками сбора данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование и его характеристики
    Магистерская диссертация как научное исследование. Выбор темы. Структура текста курсовой работы: обязательные содержательные элементы. Разбор примеров и типичных недочетов
  • Проблемное поле современных исследований
    Выступления преподавателей кафедры и приглашенных лекторов по различным тематическим направлениям: профориентационные лекции, презентация исследований, презентация применения современных методов сбора и анализа данных.
  • Проектирование исследования
    Постановка проблемы исследования. Основные элементы программы исследования. Обзор литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем в рамках выбранного направления исследований. Описание систем поиска релевантной литературы. Ключевые слова и предметные каталоги. Составление библиографии.
  • Нормативный дизайн количественного исследования
    Методология количественного подхода к анализу данных. Обсуждение различных методов анализа, преимущества и недостатки, границы применимости. Доступные источники вторичных данных: статистика и опросные данные. Анализ данных и подготовка презентации результатов количественного исследования. Описание электронных баз данных НИУ ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных.
  • Нормативный дизайн качественного исследования
    Особенности проектирования исследования: основные стратегии, методы полевой работы. Проблема выборки в качественном исследовании. Методы анализа качественных данных. Формы представления результатов.
  • Подготовка и презентация курсовой работы
    Требования к структуре и объему текста. Подготовка графической презентации работы. Раздаточные материалы. Требования к содержанию устного выступления.
  • Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных
    Инструментарий: список всех видов используемого инструментария в привязке к целевым группам респондентов: анкеты, гайды, формы. Характер результатов: что планируется получить на выходе, какого рода результаты; оценка выполненности поставленных задач.
  • Подготовка текста диссертации и презентации; подготовка к предзащите
    Научно-редакторский клуб. Отработка презентационных навыков, особенности презентации методных работ.
  • Методологии исследования
    Основные требования к описанию методологии исследования. Различные уровни понимания методологии. Методология, как стратегия исследования. Модели количественного и качественного исследования. Возможности смешанного подхода. Основные исследовательские дизайны. Эмпирическая база исследования: первичные и вторичные данные. Доступные источники вторичных данных. Методы и процедуры исследования. Взаимосвязь дизайнов и методов исследования. Специфика исследований методной направленности. Специфика исследований с использованием «больших данных». Методологическая рефлексия. Апробация методологии в курсовой работе.
  • Разработка программы эмпирической части магистерского исследования
    Пересмотр программы исследования в перспективе эмпирической части исследования: уточнение проблемы исследования (исследовательского вопроса) и др. элементов методологической части программы исследования. Календарь эмпирической части. Консультации, проектные семинары: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов эмпирической части исследования; разбор кейсов; взаимное рецензирование планов эмпирической части.
  • Разработка эмпирической части магистерского исследования
    Пересмотр программы исследования: уточнение проблемы исследования и других элементов методологической части программы исследования с учетом имеющейся эмпирики. Календарь выполнения эмпирической части диссертации. Консультации, проектные семинары: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов эмпирической части исследования; разбор кейсов; взаимное рецензирование планов эмпирической части.
  • Сбор, анализ и интерпретация данных
    Выборка: тип, теоретические и практические обоснования, принципы и процедуры расчета, принципы и процедуры отбора; подробный план построения выборки, в привязке к целевым группам и/или источникам информации. Организация и проведение эмпирического исследования. Макет данных, база данных, первичные расчеты. Логика и структура анализа данных в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание №1
    Предварительная эмпирика и план завершения анализа данных. Устная презентация.
  • неблокирующий активность на занятиях
    оценка выставляется на основе компетентных выступлений по теме своей работы и активного обсуждения магистрских диссертаций коллег
  • неблокирующий устное рецензирование
    оценивается знание научной проблематики, умение дискутировать, владение рефлексивными процедурами
  • неблокирующий предзащита
    оценка складывается из 0.5 оценки комиссии + 0.5 оценки научного руководителя
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    оценка складывается из активности на семинарах (0.5) и домашнего задания №1 (0.5)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка начисляется по следующей схеме: 25% - рецензирование (устно) работ коллег по обучению, 20% - активность на семинарах, 55% - предзащита (0,5 защита + 0,5 оценка научного руководителя)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 2018
  • Как написать и защитить диссертацию : краткий курс для начинающих исследователей, Неволина, Е. М., 2001
  • Как написать и защитить диссертацию, Захаров, А. А., 2004
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Comeau, J., Grissett, J. O., & MacLennan, J. (2016). Social Research Methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8F52B169
  • Hall, G. M. (2013). How To Write a Paper (Vol. 5th ed). Chichester, West Sussex: BMJ Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531388
  • Social research methods, Bryman, A., 2012
  • Social research methods, Bryman, A., 2016
  • Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский, А. О., 2006
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки, Эко, У., 2003