• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of Mass Communication

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с базовыми классическими и современными концепциями массовой коммуникации, дает представление как о характеристиках, функциях и составляющих массовой коммуникации, так и о силе влияния ее на общество. В частности в рамках данной дисциплины рассматриваются теории эффективности массовой коммуникации с точки зрения исследователей общественного мнения и рекламы. В ходе занятий разбираются примеры сообщений массовой коммуникации, дается интерпретация символов, из которых они складываются. Отдельное внимание уделяется анализу современных российских средств массовой коммуникации и нормативной основы их функционирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социология массовой коммуникации» являются получение систематизированного представления о массовой коммуникации как предмете научного анализа и осведомленность о методах и результатах исследований различных элементов массовой коммуникации, использование полученных знаний для разработки рекламной коммуникации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет анализировать содержание теорий массовой коммуникации и аргументировать свою точку зрения на их основные положения.
  • Знает виды массовой коммуникации. Знает основные классы теорий массовой коммуникации.
  • Умеет находить примеры в контенте современных медиа, подтверждающих/опровергающих положения различных теорий массовой коммуникации.
  • Владеет навыками самостоятельной аналитической работы с текстами.
  • Умеет представить результаты проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
  • Умеет представлять результаты проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
  • Умеет проводить семиологический анализ плаката.
  • Имеет представления о возможных эффектах массовой коммуникации.
  • Умеет анализировать содержание рекламных сообщений, используя инструментарий семиотического и дискурсивного анализа.
  • Умеет разрабатывать рекламные сообщения, направленные на коммуникацию с определенной целевой аудиторией
  • Умеет разрабатывать рекламные сообщения, направленные на коммуникацию с определенной целевой аудиторией.
  • Владеет навыками выбора выразительных визуальных и лексических средств, необходимых для передачи маркетингового сообщения потребителю
  • Владеет навыками представления результатов проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
  • Знает методики разработки рекламного сообщения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История возникновения и развития рекламы в контексте формирования общества потребления
    Социальные предпосылки формирования общества потребления: урбанизация, раз-витие железнодорожного и городского транспорта, изменение социальной роли женщины. Роль универмагов и печатных СМИ. Развитие СМИ и изменения в дизайне и риторике рекламных сообщений. Маркетинговые и социокультурные функции института рекламы. Теоретизация рекламной деятельности в работах Р. Ривза, Д. Огилви, Л. Бернетта, Д. Аакера. Социокультурная критика рекламы (Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Н. Луман).
  • Введение: массовая коммуникация как предмет научного анализа
    Коммуникация и общество: процессы, способствующие росту значимости массовой коммуникации в современном мире. Сравнительный анализ массовой и межличностной коммуникации. Определение массовой коммуникации. Элементы массовой коммуникации. Основные характеристики массовой коммуникации. Этапы истории изучения массовой коммуникации. Основные подходы к изучению массовой коммуникации. Виды коммуникации. Пространство массовой коммуникации и его организация.
  • Эволюция теорий массовой коммуникации
    Понятие теории массовой коммуникации. Виды теорий массовой коммуникации. Истоки теории «волшебной пули». Модель массовой коммуникации Г. Лассвелла. Изоб-ражение массмедиа в концепции общества спектакля Ги Дебора. Массовая коммуникация и гиперреальность в изображении Ж. Бодрийяра. Информационный фетишизм М. Ма-клюэна. Истоки теории «селективного влияния». Приложение теории Л. Фестингера к массовой коммуникации – анализ слухов Дж. Клаппера. Двухступенчатая модель комму-никации П. Лазарсфельда и ее модификации по Дж. Робинсону. Теория диффузии новов-ведений Э. Роджерса и Ф. Шумейкера, Концепция спирали молчания Э. Ноэль-Нойман. Теория установления повестки дня М. Маккомбса и Д.Шоу.
  • Структура рекламного текста. Риторические приемы в рекламных сообщениях
    Лексические единицы рекламного текста: название товара, заголовок рекламного объявления, слоган, продающий текст, эхо-фраза. Требования к названию, заголовку и слогану. Способы конструирования слоганов: мнемоническое подобие, содержательная связь, свободные ассоциации. Использование метафор в рекламном тексте. Риторические приемы, используемые в рекламном тексте: пресуппозиция, отсылка к «славному про-шлому», псевдонаучная лексика, ссылка на авторитетный источник информации. Скры-тые психологические потребности и их артикуляция в рекламе (В. Паккард)
  • Массовая коммуникация в представлении критической теории
    Массовая коммуникация в рамках неомарксизма: политэкономичиская теория медиа и теория гегемонии медиа. Взгляды представителей Франкфуртской школы на роль средств массовой коммуникации в мире (М. Хоркхаймер, Т. Адорно). Массовая коммуникация – «одномеризатор» человека (Г. Маркузе). Критический анализ функций массовой коммуникации (Ч.Миллс). Критическая теория элиты: массмедиа как площадка общения элит (Э. Дэвис). Критика современного телевидения (Н. Постман).
  • Семиология и массовая коммуникация: набор знаков как сообщение и сообщение как знак. Семиотический анализ рекламной коммуникации
    Знаковые составляющие сообщения. Значение и знак в теории Ф. Соссюра. Типы знаков. Составляющие знака: «означаемое» и «означающее». Формирование значения по Р. Барту. Миф как сюжетная основа сообщения массовой коммуникации. Теория символического интеракционизма Д. Мида в приложении к содержанию сообщений массовой коммуникации. Семиология телевидения: набор знаков рекламного сообщения. Декомпозиция сообщений массовой коммуникации. Историческая обусловленность кодов коммуникации (Ю.М. Лотман). Риторические коды и основная функция рекламы (У. Эко). Виузальное кодирование в рекламе.
  • Рынок МК и нормативные модели его функционирования. По каким законам живут медиа?
    Особенности рынка массовой коммуникации. Типы рыночных структур и «парадокс разнообразия». Структура собственности и основные источники финансирования СМК. Медиаполитика: экономическая и этическая рамка. Принцип свободы слова. Аргументы в поддержку свободы слова (Дж. Милтон, Дж. Локк, Дж. Ст. Милль). Критика: «свобода слова» как утопическая теория. Концепция общественного вещания (Дж. Рейт). Модели взаимоотношения средств массовой коммуникации и власти. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации - документы, регулирующие деятельность и контент медиа (закон «О средствах массовой информации», федеральный закон «О рекламе», федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Хартия телерадиовещателей).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    В 2020-2021 экзамен будет проходить в дистанционном режиме с синхронным подключением в Zoom (обязательным требованием является подключение с включенной камерой у всех экзаменуемых).
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Проектная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Проектная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Тайные манипуляторы, Паккард, В., 2004
  • Теория коммуникации, Почепцов, Г. Г., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коммуникативные технологии двадцатого века, Почепцов, Г. Г., 2002
  • Мыло, секс и сигареты : история американской рекламы, Сивулка, Д., 2002
  • Социология коммуникации : учебник, Конецкая, В. П., 1997