• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research seminar "Classical Islamic sources and Arabic-scripted traditions in Russia"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар имеет целью погружение студентов в письменную и языковую культуру мусульманских обществ в Российской империи. Он начинается со знакомства с отрывками наиболее авторитетных арабоязычных текстов разных жанров, созданных в «классический» период арабо-мусульманской письменной традиции в центральных областях ислама (VII-XIII вв.). Помимо чтения фрагментов Корана и хадисов, студенты познакомятся с примерами комментаторской (тафсир), юридической, теологической, исторической и собственно «литературной» (адаб) традиций. Взаимодействие между студентами продвинутого и элементарного уровней знания арабского языка позволит вскрыть наиболее сложные и важные для понимания моменты текстов. Основное внимание будет уделено их историко-культурному комментированию. Полученное знакомство с жанрами «классической» арабо-мусульманской письменной культуры сформирует контекст для второй части семинара – изучения ее трансформаций и новаций в сосуществовавших в Российской империи четырех ареалах исламской письменной традиции – Среднеазиатского, Поволжского, Крымского и Дагестанского (Северокавказского). Они отличались доминированием в письменной культуре и историографии одного из трех языков ислама (соответственно — персидского, тюрки/турецкого и арабского). Эти ареалы возникли в разное время, питались разными источниками и вошли в состав империи не сразу и не равномерно. Их языковые и культурные особенности были во многом связаны со спецификой исламизации этих регионов и их дальнейшей политической историей. Семинар направлен на уяснение этих культурных различий через призму письменной культуры. Читая, анализируя и обсуждая тексты (поначалу короткие – эпитафии и краткие заметки исторического характера; затем более пространные), студенты познакомятся и с их контекстом: традициями передачи знания, излюбленными в каждом из ареалов жанрами и наиболее ходовыми текстами, почерками, приемами оформления книг и проч. В конечном счете, студенты должны обрести связную картину как общих исламских истоков, так и исламского культурного разноообразия в Российской империи и ее наследниках — СССР и РФ.