• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Reasearch Seminar " Islamic philosophy and theology: history and development in Russia"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет целью предоставить студентам исторический обзор становления и развития богословской и философской мысли в исламе, ее основных школ, тенденций и проблем и их преломления в российском мусульманском контексте. Опираясь на анализ оригинальных источников и их переводов, а также на изучение исследовательской литературы студент получит понимание ключевых дискуссий, поддерживающихся на протяжении столетий в исламской мысли, аргументации различных позиций. Благодаря этому студент сможет раскрыть для себя многообразие исламской мысли в сочетании с единством ее проблематики. В точки зрения изучения ислама в России такие базовые знания помогут понять как специфику исламской интеллектуальной традиции в различных регионах, входивших на разных этапах в состав российского государства, так и тесную взаимосвязь российского ислама с остальным исламским миром.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студента ориентироваться в основных проблемах исламской богословской и философской мысли, тенденциях и исторической динамике ее развития
  • Сформировать у студента понимание логики и аргументации исламских интеллектуальных дискуссий в историческом контексте
  • Сформировать понимание студентом значения общеисламских дискуссий в контексте российского ислама, а также ознакомить студента со спецификой развития богословских школ ислама в России
  • Сформировать у студента базовые навыки анализа философских и богословских текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в истории развития Халифата
  • Выполняет анализ Корана как литературного текста. Анализирует различные течения коранической традиции.
  • Сравнивает примеры светской дидактической литературы (адаб) с примерами коранической дидактической литературы, выполняет сравнительный анализ.
  • Знает основные понятия и категории теории исламского права и государства, включая понятия шариата и фикха, исламского права как юридического феномена и исламского государства;
  • Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
  • Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
  • Студент знаком с основными положениями философского суфизма, знает его основных представителей и ключевые концепции, умеет оперировать специальной суфийской терминологией, а также имеет общие представления о научных подходах к изучению суфизма
  • Знакомство с культурно-историческим контекстом Корана; знание важнейших современных пособий по языку Корана и умение пользоваться ими; представления о трудностях перевода Корана на другие языки, умение пользоваться наиболее надежными современными переводами Корана.
  • Знакомство с текстами «Священной истории Корана» (ветхозаветные и новозаветные сюжеты; сюжеты из доисламской истории арабов).
  • Знает историю формирования «канонического» текста Корана в контексте споров об исламской ортодоксии первых веков Хиджры.
  • Знает догматику и право (шариат). Имеет представление о социальной справедливости в исламе.
  • Студент должен знать основные задачи и направления изучения Корана
  • Понимание политического дискурса о шариате и его правовой составляющей, умение анализировать и сопоставлять нормативные источники и литературу о ре-исламизации в мире
  • Понимание того, как шла институционализация шариатских практик мусульманских общин в Российской империи и СССР, каковы были ее результаты, умение адекватно анализировать нормативные источники этих эпох
  • Продолжение усвоения понятийного аппарата, знание отраслей фикха, его отличия от шариата, современного российского права, умение анализировать домодерные мусульманские правовые источники
  • Студент должен владеть навыками анализа философских и богословских текстов
  • Студент должен знать об основном круге проблем мусульманской философии и теологии
  • Студент должен понимать логику и аргументацию исламских интеллектуальных дискуссий в историческом контексте
  • Студент должен уметь ориентироваться в ключевых терминах мусульманской философской и теологической традиций
  • Студенты должны владеть основной терминологией суфизма
  • Студенты должны знать основных представителей суфизма в классическую и постклассическую эпохи
  • Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
  • Студенты должны анализировать причины и следствия идейной борьбы в раннем Исламе.
  • Студент может разъяснить концепцию верховной власти в Халифате.
  • Студент может проанализировать причины и следствия развития салафитского движения.
  • Студент может проанализировать соотношение понятий ал-фалсафа и ал-файласуф (мн. ч. ал-фаласифа) с западноевропейскими концепциями «философия» и «философ».
  • Студент ознакомлен с истоками мусульманской философской мысли.
  • Студент должен ориентироваться в основных проблемах исламской теологии и философии и их развития в России;
  • Студент должен - анализировать тенденции исторического развития исламской мысли, социальный и культурный контекст возникновения основных идей и концепций;
  • Студент должен уметь критиковать основную отечественную и зарубежную историографию истории исламской мысли, концепции ведущих исследователей и актуальные проблемы научных дискуссий в данной предметной сфере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Проблема «правоверия» и «заблуждения».
  • 1.2. Идейная борьба в раннем исламе: сунниты-ханбалиты, шииты, хариджиты, мурджииты, мутазилиты.
  • 1.3. Аш‘ариты и матуридиты: компромисс суннитского «традиционализма» и му‘тазилитского ал-калама.
  • 1.4. Проблема верховной власти
  • 1.5. Доктрина халифата.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Доклад-презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.6 * Доклад-презентация + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Knysh. (2017). Sufism : A New History of Islamic Mysticism. Princeton University Press.
  • Khaled El-Rouayheb, & Sabine Schmidtke. (2019). The Oxford Handbook of Islamic Philosophy. Oxford University Press.
  • Leaman, O. (2002). An Introduction to Classical Islamic Philosophy: Vol. 2nd ed. Cambridge University Press.
  • Leaman, Oliver. An Introduction to Classical Islamic Philosophy, Cambridge University Press, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=201810.
  • Majid Fakhry. (2011). Islamic Philosophy : A Beginner’s Guide. Oneworld Publications.
  • RB. (2014). The Philosophy of the Kalam, by Harry Austryn Wolfson.
  • Richard M. Frank, & Dimitri Gutas. (2016). Classical Islamic Theology: The Ash`arites : Texts and Studies on the Development and History of Kalam, Vol. III. Routledge.
  • Wael B. Hallaq. (2016). The Formation of Islamic Law. Routledge.
  • Торжество знания : концепция знания в средневековом исламе, Роузентал, Ф., 1978

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alfarabi and the foundation of islamic political philosophy, Mahdi, M. S., 2010
  • An introduction to Islamic law, Hallaq, W. B., 2009