• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Facilitating Organizational Change

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
2
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен тому, как использовать фасилитационные технологии для поддержки и проектирования процессов организационных изменений. Мы рассмотрим этот процесс от зарождения замысла до каскадирования решений. Мы научимся создавать сценарии фасилитационной сессии, эффективно работать в роли фасилитатора и пользоваться фасилитационной оснасткой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • понимание механизмов и факторов процесса совместного принятия группового решения
  • ознакомление с базовыми технологиями и техниками проведения фасилитационных групповых сессий
  • изучение феноменов и процессов, которые возникают в ходе групповой работы при вмешательстве ведущего в роли фасилитатора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные особенности протекания процесса организационного развития и его моделей
  • знать основные исследовательские подходы к изучению проблем групповой динамики и внутригруппового взаимодействия
  • владеть тремя основными ролями группового ведущего: модератор, фасилитатор и медиатор; гибко их менять
  • Владеть технологиями организации сессий для больших групп
  • подбирать конкретные фасилитационные (модерационные) технологии и техники для достижения стратегических и тактических целей групповой работы
  • понимать психологический смысл организационных и интеллектуальных технологий групповой работы
  • проектировать фасилитационные и модерационные сессии на стратегическом, тактическом и логистическом уровнях
  • решать прикладные задачи повышения качества групповых решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организационное развитие
    Организационное развитие (ОР) как совокупность определенных теоретических концепций и практических приемов, позволяющих планировать развитие и изменения в организациях и других социальных системах. Междисциплинарный характер ОР (психология, социальная психология, социология, антропология, политология и др.). ОР как процесс сбора данных, диа- гностирования, планирования действий, интервенции и оценки, направленный на: 1) достиже- ние конгруэнтности между организационными структурой, процессами, стратегией, людьми и культурой; 2) выработку новых креативных организационных решений; 3) развитие способно- сти организации к самообновлению. ОР предполагает разработку, внедрение и усиление изменений посредством введения новых способов действия, например, посредством самоорганизующихся и самоуправляемых команд.
  • Динамические процессы в малой группе
    Структурные и динамические характеристики малой группы. Общая характеристика ди- намических процессов в малой группе. Понятие «групповая динамика» в современной социаль- ной психологии. Формирование малой группы. Исследования группового давления, феномен конформизма (М. Шериф, С. Аш, С. Милграм). Современные исследования конформного пове- дения индивида в группе. Проблема групповой сплоченности, традиции ее изучения в западной и отечественной социальной психологии. Лидерство и руководство в малой группе. Соотноше- ние понятий «лидерство» и «руководство» (Б.Д. Парыгин). Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства и проблема эффективности групповой деятельности (Ф. Фидлер). Принятие группового решения и его факторы. Основные способы принятия группового решения. Фено- мен группомыслия (И. Джанис). Групповая дискуссия, ее психологические механизмы и фено- мены. Групповая динамика как процесс развития группы. Основные теоретические подходы к анализу процесса развития группы. Проблема развития группы в отечественной социальной психологии.
  • Ролевой репертуар группового ведущего
    Основные фокусы внимания группового ведущего: работа по содержанию, организация групповой работы, поддержание благоприятной психологической атмосферы (Т.Ю. Базаров). Групповые роли, необходимые для успешной групповой работы в каждом из выделенных ас- пектов. Типологии форм групповой психологической работы (психотерапевтические, пси- хокоррекционные и рабочие группы). Основные групповые процессы: обучение, групповая ди- намика, развитие личности (Х. Миккин). Соотношение ведущего и вспомогательных процессов. Ролевой репертуар группового ведущего. Роль фасилитатора. Фасилитация как технология ра- боты с коммуникацией. Роль модератора. Модерация как работа с содержанием, проблемным полем. Роль медиатора. Медиация как оптимизация психологической атмосферы в группе.
  • Фасилитационные технологии в больших социальных группах
    Основные модели фасилитации, критерии описания особенностей и стилей (J. Jenkins) – особенности процесса; охват решаемых проблем; тип интервенций фасилитатора; тип итогово- го продукта; тип аудитории и т.д. Критерий «сфокусированности воздействия» – организацион- ное развитие / управление изменениями (А.В. Мартынова). Базовая и развивающая фасилитация (R. Schwartz). История создания принципов и методов работы с большими социальными груп- пами. Основные методы работы с большими социальными группами (G. Bushe, R. Marshak): «Позитивные перемены» (Appreciative Inquire); «Поисковые конференции» (Search Conferences); «Поиск будущего» (Future Search); «Открытое пространство» (Open Space); «Технология уча- стия» (Technology of Participation); «Мировое кафе» (World Café); «Стратегические изменения в реальном времени» (Real Time Strategic Change); «Выход за рамки» (Work Out). Цели, участни- ки, процессы, технологии каждого метода. Его преимущества и ограничения.
  • Фасилитационные технологии в малых группах (управленческих командах)
    Групповое принятие решений. Ценности совместной работы. Базовые навыки фасилита- тора. Дивиргентное и конвергентное мышление в групповом принятии решения. Техника чарт- райтинга. Фасилитация открытой дискуссии. Альтернативы открытой дискуссии. Инструменты управления длинными списками. Жизнеспособное соглашение: принципы построения. Сбор различных точек зрения. Создание общей платформы взаимопонимания. Выработка взаимоприемлемых решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    разработать сценарий фасилитационной сессии
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Самостоятельное проведение фасилитационной сессии
  • неблокирующий самостоятельная работа
    письменная работа с анализом трех (по выбору) фасилитационных инструментов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы активного социально - психологического обучения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Штроо, В. А., 2015
  • Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов, Кричевский, Р. Л., 2001
  • Управление персоналом : практикум: учеб. пособие для вузов, Базаров, Т. Ю., 2009
  • Чумиков, А.Н. Переговоры - фасилитация - медиация : учебное пособие / А.Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-7567-0738-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/68865 (дата обращения: 01.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию бизнеса, учебное пособие, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 471 с., Иванова, Н. Л., Михайлова, Е. В., Штроо, В. А., 2007
  • Прикладная психология в бизнес-организациях : методы фасилитации: учеб. пособие для вузов, Болотова, А. К., 2013
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2000
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2014