• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and Methodology of Opinion Polls

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Осмысление опросов общественного мнения как феномена и как исследовательской практики зачастую сталкивается с целым рядом парадоксов и сложностей. Одна из причин заключается в том, что узус этих дискурсивных традиций, а также связанных с ними «претензий» и «ожиданий», имеет принципиально разный источник: это и «академический» язык социальных наук, язык маркетинга и бизнеса, язык той или иной актуальной идеологии, язык чиновника и т.п. Идея курса состоит в том, чтобы не только рассмотреть эти разные традиции в осмыслении ОМ как феномена и предмета исследования, но добавить иную перспективу – с позиций развития методики и методологии эмпирических социальных исследований. Также будут затронуты вопросы организации опросной индустрии и проектной деятельности по изучению и мониторингу общественного мнения. В курсе предусмотрены четыре тематических блока: 1. Развитие индустрии опросов общественного мнения и профессиональная рефлексия 2. Теоретическое осмысление феномена «общественного мнения». 3. Методология и методическая база исследований общественного мнения. 4. Технологии «опросных фабрик».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса “Теория и методология опросов общественного мнения” – дать обзор теоретических подходов, осмысляющих феномен общественного мнения (далее – ОМ), показать базовые положения разных подходов и разобрать «точки несогласия» между ними, а также показать логику и историю развития методологии и методического арсенала исследований общественного мнения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоение студент: − распознает теоретическую логику исследования ОМ − формулирует базовые положения подходов − оценивает требования методологии к инструментарию исследований ОМ − умеет самостоятельно формировать вопросную логики для изучения ОМ − умеет оценивать возможные смещения в понимании формулировок вопросов
  • В результате освоения студент: − дает определение ключевым понятиям подходов и теорий изучения ОМ − использует теории и подходы к изучению ОМ при формировании интерпретаций данных исследований ОМ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ
  • В результате освоения студент: − дает определение ключевым понятиям подходов и теорий изучения ОМ − использует теории и подходы к изучению ОМ при формировании интерпретаций данных исследований ОМ − представляет связи между базовыми положениями теорий и подходов и ограничениями для методологии исследований ОМ социологических программ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ
  • В результате освоения студент: − оценивает полноту и связность «паспортных данных» конкретного исследования − владеет знанием об объекте, предмете и комплексе методических решений для исследований ОМ − интерпретирует данные исследований ОМ с точки зрения познавательных ограничений и возможностей использованного подхода - умеет находить и использовать данные исследований ОМ в доступных базах «опросных фабрик».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие индустрии опросов общественного мнения и профессиональная рефлексия.
  • Теоретическое осмысление феномена "Общественное мнение".
  • Методология и методическая база исследований общественного мнения.
  • Технологии "опросных фабрик".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль: чтение и критический разбор текста
    Формы контроля: достаточным условием аттестации по курсу является посещение не менее 70% лекционных и семинарских занятий. Текущий контроль (ТК) предполагает чтение и критический разбор текста, также участие в обсуждении текстов для очередной темы семинарского занятия, оценивается полнота знакомства с текстом.
  • неблокирующий Итоговый контроль: Эссе
    Оценки эссе выставляются по 10-ти балльной шкале. Они входят в итоговую оценку по курсу с весом 0,5. Критерии оценивания: - Четкость формулировки темы и проблемы эссе - Связь с тематической структурой курса - стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); - знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу или разделу курса, материалами лекций или практических занятий, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них); - содержание и качество аргументации (поскольку эссе – самостоятельная работа, Ваша позиция не обязательно совпадет с научными взглядами преподавателя, однако он вправе оценить глубину и качество Ваших аргументов, а также степень Вашей информированности относительно основных социологических концепций, терминов и фактов, имеющих отношение к изучаемой области). Оценка складывается как среднее арифметическое по критериям оценивания.
  • неблокирующий Текущий контроль: чтение и критический разбор текста
    Формы контроля: достаточным условием аттестации по курсу является посещение не менее 70% лекционных и семинарских занятий. Текущий контроль (ТК) предполагает чтение и критический разбор текста, также участие в обсуждении текстов для очередной темы семинарского занятия, оценивается полнота знакомства с текстом.
  • неблокирующий Итоговый контроль: Эссе
    Оценки эссе выставляются по 10-ти балльной шкале. Они входят в итоговую оценку по курсу с весом 0,5. Критерии оценивания: - Четкость формулировки темы и проблемы эссе - Связь с тематической структурой курса - стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); - знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу или разделу курса, материалами лекций или практических занятий, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них); - содержание и качество аргументации (поскольку эссе – самостоятельная работа, Ваша позиция не обязательно совпадет с научными взглядами преподавателя, однако он вправе оценить глубину и качество Ваших аргументов, а также степень Вашей информированности относительно основных социологических концепций, терминов и фактов, имеющих отношение к изучаемой области). Оценка складывается как среднее арифметическое по критериям оценивания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Итоговый контроль: Эссе + 0.5 * Текущий контроль: чтение и критический разбор текста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Делать мнение: новая политическая игра", Шампань, П., 1997
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История теоретической социологии. Т.1: ., Гофман, А. Б., 2002
  • История теоретической социологии. Т.2: ., Гофман, А. Б., 2002
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002
  • Кристаллизация общественного мнения, Бернейс, Э., 2015
  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин, Г. С., 1995
  • Метод фокус - групп : учебник, Белановский, С. А., 1996
  • Методы маркетинговых исследований, Галицкий, Е. Б., 2004
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Общественное мнение и журналистика : учеб. пособие для вузов, Федотова, Л. Н., 2011
  • От мнений к пониманию : социол. очерки 1993-2000, Левада, Ю., 2000
  • Происхождение и природа общественного мнения, Цаллер, Дж., 2004
  • Социология, Гидденс, Э., 2005